Ещё одна малоизвестная страница истории Одессы и ещё одна заслуга графа Воронцова в достижении процветания города — основание коммерческого пароходного судоходства в Южной Пальмире.
Как было положено начало коммерческому судоходству
Еще со времен Ришелье заморская торговля связала Одессу со странами Старого и Нового света. Наш город как деловой посредник между тучными нивами причерноморских степей и знатными гаванями Европы и Леванта уверенно интегрировал сельское хозяйство Новороссийского края в мировую рыночную экономику. К тому же, права «порто-франко» стали визой беспошлинной торговли для столицы южных степей. Особая роль в преуспевании Одессы, несомненно, принадлежала ее коммерческому пароходному судоходству. Начало ему было положено в 1827 году графом М.С. Воронцовым. Именно тогда на Черном море задымил неказистый с виду грузо-пассажирский пароход с символическим названием «Надежда».
Этот пароход, собственность графа Воронцова, был построен в 1823 году в его имении, местечке Мошны Черкасского уезда Киевской губернии. Там, в 4 верстах от Днепра, был устроен пруд, соединявшийся для выгод судоходства каналом с рекою. И вот, когда минуло без малого два года, диковина, оснащенная по бортам гребными колесами, была успешно проведена через коварные Днепровские пороги в Херсон. Из тамошнего порта пароход графа Воронцова начал в 1825 году совершать коммерческие рейсы в Николаев, буксируя баржи.
Тем временем М.С. Воронцов, будучи уже назначенным Высочайшей волей государя Николая I Генерал-губернатором над всем Причерноморским краем, принялся осуществлять свою заветную цель – сблизить Одессу посредством пароходного сообщения с Крымом и Кавказом, а также с Константинополем, и далее с главными портами Средиземноморья.
Прежде чем открыть пароходное сообщение по Черному и Азовскому морям, Воронцов «со свойственным ему верным и глубоким взглядом истинного государственного человека» в короткое время устроил порты Бердянск, Керчь, Мариуполь и Ростов.
Поскольку экипажи русских купеческих судов состояли в ту пору по преимуществу из греков, многие из которых оставались еще в турецком подданстве, то крепкая поддержка отечественному коммерческому флоту была положена и основанием обществ вольных матросов из местных жителей. Всех, записавшихся в «вольные матросы», полагалось вместе с их семействами освобождать от налогов, военного постоя, земских повинностей и рекрутского набора.
О первом пассажирском судне и одесских ценах
Один из летописцев отечественного флота Н.А. Залесский в свое время описал первый пассажирский рейс парохода «Надежды». Судно совершило его 4 июля 1827 года. В 17 часов под командованием штурмана И.И. Червякова пароход вышел из Одесского порта и взял курс на Херсон. Прибыв в Херсон 5 июля в 20 часов и простояв в тамошнем порту 3 дня, «Надежда», взяв на борт четырех пассажиров и буксируя грузовую лодку-барку, отправилась курсом на Николаев. Собрав пять пассажиров, приняв в трюм груз железа в шесть с половиною тонн, пароход снялся из гавани курсом на Херсон, откуда и вернулся 6 августа в Одессу.
Как сообщала городская газета Journal d’Odessa, на пароходе «…находятся для путешественников две комнаты, весьма удобные. Одна с четырьмя кроватями предназначена для женщин; другая с восемью – для мужчин». Стоимость проезда от Одессы до Херсона в «комнате», то есть каюте, составляла 15 рублей, а для палубных пассажиров – 3 рубля. В то же время фунт (410 г) ржаного хлеба стоил копейку, говядины «всегда свежей» — 3-4 копейки. Поросенок обходился в 60 копеек, курица – в 30, а гусь – в 40 копеек. Ведро лучшей родниковой воды со Среднего Фонтана – в копейку.
Последнее сообщение о рейсах «Надежды» было опубликовано в газете от 20 августа 1827 года. А в сентябре 1828-го пароход – увы! – выскочил на мель и повредил носовую часть. После ремонта на Херсонской верфи «Надежду» определили способной «впредь иметь плавание токмо по рекам, лиману и не далее Одессы».
В начале 1834 года пароход был признан напрочь неспособным для дальнейшей службы. В архивном документе находим и вердикт первенцу коммерческого пароходства на Черном море: «будучи малой силы, сей пароход более непригоден для адмиралтейских надобностей. В марте 1835 года Морскому министру было доложено, что с «Надежды» механизм снят, а корпус судна сего… распоряжено употребить для перевозки тяжестей при порте». Таковой оказалась судьба первого в нашем Отечестве коммерческого парохода на Черном море…
Из воспоминаний современника
Вот как вспоминал памятный рейс «Надежды» современник события:
«Пароход прибыл в Херсон, невзирая на противный курсу ветер, в 35 часов, а назад возвратился в 27 часов. Побывавшие на нем пассажиры отзываются весьма выгодно насчет внутреннего расположения, чистоты и порядка на оном судне. 29 июля многие из почтеннейших особ Херсона, в том числе несколько дам, удостоили пароход своим посещением. Предположено было сделать прогулку по Днепру. Поднялся дым из трубы, раздался стук колес, и «чудное судно», без пособия весел и парусов, горделиво поплыло против течения реки. Сначала дамы несколько робели, но вскоре рассеялись все опасения, удивление и удовольствие от захватывающего приключения заступили их место, и очаровательные посетительницы с особенным вниманием принялись рассматривать устроение парохода».
Автор: Александр Сурилов
Иллюстрации с сайтов: moryakukrainy.livejournal.com, shipslib.com, restplace.com.ua