«Одесская жизнь» сообщала, что памятник Стефану Джевецкому установленный возле
одного из входов на территорию парка Победы, собираются переносить. Ну мода у нас такая —
время от времени перетаскивать памятники с места на место.
Какие одесские памятники и как часто меняли прописку?
Многострадальная скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья», созданная в 1870 году, находится, как известно, перед входом в Археологический музей. Но это сейчас. А в ХIХ веке Григорий Маразли установил ее в саду на своей даче. После революции памятник, ясное дело, национализировали. Еще через 10 лет его установили в скверике на пересечении улиц Преображенской и Спиридоновской — на том самом месте, где теперь мы любуемся скульптурой «Петя и Гаврик». Именно там Лаокоон и простоял 45 лет, но после нескольких актов вандализма был перенесен к Археологическому музею, где и находится до сих пор.
Перенос памятника, кстати, вандалов нисколько не остановил. Его, равно как Амура и
Психею в Пале-рояле, скульптуру-фонтанчик «Дети и лягушка», даже хотели для сохранности
установить в помещении одного из одесских музеев, но идея так и осталась всего лишь идеей.
Скульптурная композиция с фонтаном «Дети и лягушка», которая сейчас установлена у
Английского клуба, тоже попутешествовала по городу. До революции она украшала частную дачу на Французском бульваре. В 1925 года была установлена на Театральной площади. И только в 1970-х годах композиция была перемещена к зданию Английского клуба, в котором располагался сгоревший Музей морфлота. «Дети и лягушка» тоже время от времени страдает от рук вандалов. Однажды они даже умудрились украсть лягушку.
Перейдем к более современным перемещениям по городу наших монументов. Памятник
«Потемкинцам — потомки» был установлен в 1965 году на Екатерининской площади.
Место это какое-то не очень счастливое для одесских памятников. Ведь и памятник
Екатерине II вместе с Зубовым, Деволаном, Дерибасом и Потемкиным установленый там, после
революции, ясное дело, получил другую прописку. На этом же месте по очереди красовались два Карла Маркса — на редкость неудачные, кстати, памятники. Так вот, простояли наши потемкинцы на этом месте с 1965 по 2007 год. Но «пришли ные времена» — и монумент Екатерине II в окружении отцов-основателей власти решили установить там еще раз. Что и было сделано. Памятник, установленный «по второму кругу», и до открытия, и в момент его, и по сей день служит предметом накала страстей. Площади
Потемкинцев вернули дореволюционное название. Она стала именоваться Екатерининской.
Ну а памятник потемкинцам поменял адрес — его перенесли в крошечный скверик рядом с Таможенной площадью, между Деволановским и Польскими спусками. Стоит он там с 2007 года и по сей день в прекрасном состоянии. И так же красуется на его гранитном постаменте цитата Ленина: «Броненосец «Потемкин» остался непобежденной территорией революции».
В 2004 году на Греческой площади был торжественно установлен памятник одесскому городскому голове и меценату Григорию Маразли. Прошло четыре года — и его перенесли на улицу Маразлиевскую. Маразли, мол, должен быть установлен на улице, названной в его честь. Ну а совсем недавно, как известно, на той же Греческой площади, тоже очень торжественно, установили еще
один памятник Маразли, только уже бюст.
Поменял прописку и памятник Апельсину, который одесситы уже привычно именуют
«памятником взятке». В 2004 году он был установлен на пересечении Ланжероновской и
Пушкинской улиц. Однако, уже в январе 2007 и его перенесли. Теперь Апельсин, время от
времени расписываемый все теми же вандалами и теряющий элементы композиции, обосновался
на углу бульвара Жванецкого и ул. Преображенской.
Установленный в 1978 году на Приморском бульваре памятник ученому в области ракетно-космической техники Валентину Глушко перенесли на проспект Глушко в 2008 году.
Дошла вот очередь и до Джевецкого. Кто (что) далее?..