Автор серии детских книг Валерия Киселёва-Саврасова, которая на днях провела в Одессе презентацию своих разработок, поделилась с корреспондентом "Одесской жизни" некоторыми секретами подходов к малышам с аутизмом.
Ранее Валерия жила в Испании со своей дочерью, у которой расстройство аутистического спектра, потому первые книги автора были на испанском языке. Теперь же издания вышли на русском и украинском, чтобы помочь родителям и в нашей стране найти подход для развития и адаптации в обществе ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Как пояснила создатель книг, у каждого ребёнка с аутизмом свои особенные раздражители: у кого-то может быть истерическая реакция от шума трамвая, а кто-то не выносит прикосновений. А эти пособия помогают малышу развить речь, социализироваться и просто понимать, что существует и происходит вокруг него. Они созданы на основе особых пиктограмм, которые были изобретены в США в 1981 году. Вся суть — в рисунках и в самих пиктограммах. У каждой из них свой цвет: персонажи – желтый, другие существительные – оранжевый, глаголы – зелёный, социальные слова – фиолетовый и т.д. Сами же картинки подписаны и отображают смысл слова.
По книге «Маша заболела» ребёнка можно подготовить к приезду врача: при заболеваниях приходит врач, он может касаться ребёнка, поставить градусник или даже сделать укол. В книге есть слова и картинки, которые объясняют действия или просьбы врача и названия медицинских приборов. Также Валерия советует вместе с ребёнком ставить градусник кукле и делать ей укол. Таким образом малыш вскоре начнёт понимать, что это обычная жизненная ситуация.
Помимо прочего, у таких детей могут быть и визуальные проблемы. Они не замечают животных или все детали на картинках. С помощью книги «Зоопарк» родители могут помочь детям распознавать животных и их звуки.
«Моя дочь не замечала, что по ней ходят котята. Я взяла её руку и положила на котёнка, гладила и говорила, что это кошка. Но она всё так же её не видела… Ещё моя дочь 3 года не замечала, что в аквариуме есть рыбки — она подходила, смотрела в него, но рыбок она не видела. И когда она осознала, что рыбка на картинке — это такая же рыбка, как и в аквариуме, тогда в её сознании что-то произошло, и она начала развиваться и учить слова. В этой книге есть упражнения звукоподражания, и очень важно, чтобы ребёнок научился отличать звуки, которые издают разные животные и у каждого из них своё название», — рассказала Валерия.
«Ключик» к развитию ребёнка с аутизмом можно подобрать исходя из его увлечения. Узнать о его увлечении можно просто наблюдая за ним. Это может быть что угодно: от палочки до звёзд.
«Если это всё же палочка, то можно бросить её и сказать «возьми» или «дай», наряжать палку чем угодно — и таким образом развивать восприятие слов и интерес. А если он увлекается чем-то нематериальным или недосягаемым, например, звёздами, то можно подобрать все игры и книги, где есть звёзды. Если динозавры или машинки – аналогично. Только через увлечение ребёнка можно заинтересовать его изучать мир», – объясняет автор.
«Аутизм – это особенность психического развития ребёнка, который обладает особой формой мышления и особыми образовательными потребностями. Он не готов и не умеет адаптироваться в нашем мире, если ему не помочь», — добавляет она.
Валерия рассказала, что есть уже и обратный отклик — на её электронную почту приходят письма родителей, которые занимаются с детьми по её книгам, довольны результатами, и спрашивают, когда выйдут новые.
Справка: аутизм — расстройство, которое характеризуется нарушениям моторики, медленным развитием речи и нарушением взаимодействия с людьми. Дети с аутизмом не желают заводить друзей, не отвечают на улыбки, не реагируют на жесты и предпочитают одиночество.
Фото автора и со страницы презентации книг в ФБ.
Артём Виноградов