Пожалуй, профессию биндюжников, появившуюся почти 200 лет назад, смело можно было отнести к числу самых редких. Она появилась с введением в Одессе порто-франко. Сегодня о ней знают только одесситы и жители немногих приморских городов. Впрочем, канула в Лету она не так уж и давно — редких ее представителей в нашем городе можно было встретить еще в 60-х годах прошлого века.
Грузы возили на телегах в человеческий рост
Существует несколько версий, откуда взялось странное слово «биндюжник». По одной, оно произошло от названия ломовой лошади — «битюг», которую запрягали в огромные грузовые подводы. По другой — от названия телеги «биндюх» и места, где восседал возница, которое называлось «бинда». Однако одесские краеведы считают, что это не совсем так. Биндюх был одноконной небольшой телегой, на которой возить такие огромные количества грузов, которые перевозили биндюжники, было просто невозможно. Скорее всего, они пользовались так называемыми бенд-вагенами — пароконными подводами на железных осях с вместительным кузовом, которые «позаимствовали» у немцев-колонистов.
Эти телеги, которые еще называли площадками, были огромными — в рост человека, но длинными и узкими. Такая конструкция позволяла двум бенд-вагенам легко разминуться на городских улицах, а кроме того, несколько таких подвод могли без труда поместиться на портовых причалах и пирсах. Только на одной такой телеге можно было перевезти более полутора тонн груза. Такое транспортное средство требовало и особой тягловой силы. В телеги биндюжники запрягали двух першеронов или битюгов, которые считались самыми сильными конями-тяжеловозами. Кроме того, у першеронов был особый мягкий ход, поэтому тащили платформы они аккуратно, практически без потерь. Маршрут биндюжников был неизменным — как правило, он пролегал по городу, от порта к рынку и обратно. Кстати, на Ольгиевском спуске до сих пор сохранилась постройка, в которой находилась последняя конюшня портовых возниц.
В город пускали только биндюжников
Если верить документам, то в 1824 году в Одессе было уже 37 биндюжников. В то время одесский порт стремительно разрастался. Через полвека он станет самым крупным в России, а его товарооборот вдвое превысит оборот Санкт-Петербургской гавани. Справедливости ради нужно отметить, что биндюжники трудились не только в одесском, но и в других черноморских городах, и, по сути, обеспечивали бесперебойную работу любого порта.
К профессии биндюжника одесситы относились с уважением — ведь в эту профессию абы кого не брали. Каждый «водитель кобылы» должен был отличаться высоким ростом и физической силой, обладать отменным здоровьем, а также иметь «водительские права», то есть навыки обращения с лошадьми и транспортными средствами.
С началом осени начинался и хлебный бум: со всей страны в одесский порт направлялись телеги, груженные зерном. Их было так много, что пускать такое количество повозок и лошадей в Одессу было просто опасно. До окончания хлебного сезона городская жизнь могла бы просто остановиться: во-первых, в городе наступил бы транспортный коллапс, а во-вторых, Одесса бы просто утонула в навозе. Поэтому из всех грузовых повозок въезд в город был разрешен только платформам биндюжников. Хлебные обозы у городской черты встречали торговые агенты. После всех необходимых формальностей биндюжники перегружали товар на свои рыдваны и везли его в порт, на рынки или на склады.
В Одессу, где в то время процветало порто-франко, ввозили огромное количество самых разных товаров, но основным все же был хлеб. Чтобы представить себе объем работы биндюжников, достаточно сказать, что через Одессу проходили миллионы пудов зерна. В порту десятки кораблей из разных стран ожидали своей очереди на погрузку или разгрузку, а на пристани громоздились горы товаров. Портовые грузчики не всегда справлялись с огромным количеством работы, поэтому, чтобы быстрее погрузить товар на телегу и отправиться по назначению, им иногда помогали биндюжники.
Телеги биндюжников тянулись в Купеческую гавань гуськом, длинной вереницей. В тесноте на поворотах или узких пирсах случались и аварии — огромные повозки сцеплялись осями, создавая пробку. Если дело происходило близко к краю причала, то бывало, что телеги даже падали в воду вместе с грузом и возницами.
Из ресторана возвращались в трех экипажах
В ноябре, после того, как хлебный сезон заканчивался, городские биндюжники превращались в «дальнобойщиков». Они возили грузы в другие города, и за пределами Одессы их называли извозчиками-фурщаками. Только немногие оставались в родном городе и подрабатывали в порту грузчиками.
Впрочем, биндюжники зарабатывали не только честным трудом, а использовали свое транспортное средство и в криминальных целях — занимались контрабандой. На Большом Фонтане, где иностранные корабли обычно пополняли запасы питьевой воды, собирались биндюжники с «левым» грузом. Чаще всего ночью они перегружали товары на корабль или же с корабля на телегу, и везли в город.
Но все же самый большой доход биндюжники получали в пору хлебного бума — их заработки были поистине сказочными. Чтобы довезти товар от склада в порт возница требовал 75 копеек за четверть пшеницы. Таких четвертей на телегу помещалось около двадцати. То есть за один рейс он зарабатывал 15 рублей (на современные деньги — чуть меньше 3 тысяч гривень). А это, впрочем, как и сейчас, были весьма немалые деньги. Для сравнения: за каждую телегу ее владелец должен был платить налог государству — 5 рублей в год.
Огромные заработки порождали у биндюжников и соответствующее отношение к деньгам: часто можно было увидеть, как, куражась, подвыпивший возница прикуривал от рублевой или пятирублевой ассигнации или сооружал из нее папиросу. Нередко биндюжники устраивали в ресторанах и настоящие кутежи и спускали все, что заработали. А так как они раздавали еще и щедрые чаевые, обслуживающий персонал выполнял все их капризы. Например, по обычаю, подвыпивший биндюжник возвращался домой с целой процессией — в трех экипажах. В одном везли самого загулявшего и не вяжущего ни лыка биндюжника, во втором — парусиновый плащ, который его «коллеги» называли не иначе, как «балдахоном», а на третий с почтением «грузили» картуз.
Речь биндюжников была «чисто одесской», но при этом щедро пересыпана словечками, которые при дамах произносить до сих пор не принято. Возможно, именно поэтому через много лет, уже в середине XIX века, слово «биндюжник» приобрело еще одно значение — грубиян, которое сохранилось и до нашего времени.
Биндюжники организовали свой профсоюз
Полторы сотни лет назад о биндюжниках в Одессе ходили настоящие легенды. Самой популярной была та, в которой рассказывалось, как для своего главы биндюжники заказали серебряную телегу с золотыми колесами. Было такое на самом деле или нет, нам неизвестно, но вот то, что у биндюжников на протяжении всей истории их существования был настоящий профсоюз, который защищал каждого из них и помогал отстаивать права, — абсолютная правда.
прикуривают деньгами жлобы — по нынешнему понятию.