В современном мире детей подстерегает масса опасностей. Но психологи утверждают, что опасными для детей могут оказаться люди близкие, окружающие их с самого рождения – родители, бабушки, дедушки. «Да мы же их любим больше всего на свете!» — возмутились вы? Вот в этом-то и проблема.
Любовь, которая калечит
Знаете ли вы, что, кормя насильно своего ребенка, приговаривая каждый раз «за папу, за маму», вы, возможно, растите будущего алкоголика или наркомана? По словам психолога Аллы Меерович, чаще всего так делают бабушки. Для них еда и упитанная фигура чада – маркер благополучия.
— На самом деле у ребенка, который ест через силу, атрофируется чувство отвращения. А это очень важная жизненная эмоция. Ребенок, отказываясь доедать, дает понять: мне хватит. Посмотрите, у алкоголиков и наркоманов нет понятия «хватит», нет отвращения. Конечно, нельзя утверждать, что мама или бабушка, закармливая ребенка, хочет сделать его алкоголиком. Они действуют из любви к чаду. Но любовь тоже может калечить.
Взрослая тревожность порой превращает детей в закомплексованных субъектов. Мы не разрешаем бегать, чтобы не упали, купаться, чтобы не утонули, встречаться с девушкой или парнем, чтобы не обманули. А потом удивляемся: откуда инфантилизм у молодежи? Конечно, есть вещи, которые, действительно, могут оказаться опасными, и тут уже без твердого родительского «нет» не обойтись. Но лишь в тех случаях, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка.
Двоешник-троешник — это не диагноз
Однако запретами родительское влияние не ограничивается. Мы постоянно требуем от своих детей все новых достижений. Загружаем их знаниями с самого юного возраста, а так можно выработать у ребенка устойчивое отвращение к образованию. В век Интернета нет недостатка в информации. Задача взрослого — научить ребенка пользоваться ею. Еще 40 лет назад большой ценностью в доме была библиотека. И чем больше ты прочел, тем умнее будешь. Сегодня приоритеты сместились. Но мы по-прежнему впихиваем в детей справочную литературу и тома классиков. При этом сами читаем короткие тексты в гаджетах, отговариваясь нехваткой времени. Но у детей его тоже немного. Мы же отдали их, кроме школы, на курсы английского, танцы, рисование, плавание. И там они тоже должны показать хорошие результаты.
— Нам нужно оберегать детей от наших собственных ожиданий, — говорит А. Меерович. – Мама мечтала стать балериной, но не стала. Зато сына запихнула в балетную школу. А ему нравится ходить с мальчишками на футбол. Но мама против. Она его видит звездой балета.
Бывает, ребенок меняет секции, увлечения и нигде не задерживается подолгу. Тогда специалисты советуют выяснить, что он чувствует, занимаясь тем или другим делом. Не требовать достижений: «Ты должен занять первое место на соревнованиях. Чтобы мы тобой гордились!». Это — родительское тщеславие. Но для ребенка важнее получать удовольствие от занятий и понять, что, даже заняв пятое место, он вас не разочарует.
«По вашей логике, и в школе не нужно от ребенка требовать хороших результатов?», — спросят родители. А много ли отличников среди известных людей. Бил Гейтс в школе был двоечником, Томаса Эдисона выгнали как «безнадежного», Чехов и Толстой учились из рук вон плохо, Эйнштейн и Ньютон не успевали по математике и физике. А Черчилль считался самым глупым в классе. Вспомните своих одноклассников. Все ли отличники добились успеха во взрослой жизни?.. Для усвоения знаний нужна мотивация, осознание их необходимости, чтобы выполнить поставленную цель. Только не родителями выбранную, а самим ребенком.
Родительские страхи и реальная опасность
Чем старше становится чадо, тем больше страхов одолевает родителей: а вдруг его испортит улица или друг из плохой семьи. По словам Аллы Меерович, все зависит от того, как вы воспитали ребенка:
— Если у каждого в семье есть свои обязанности, если вы доверяете ребенку, а он вам, то его вряд ли заинтересует кто-то из плохой семьи. Если он захочет пригласить в дом друзей, которых вы опасаетесь, скажите категорическое нет. Это ваш дом, правила устанавливаете вы. Но запрещать видеться с ними на улице бессмысленно. Лучше постарайтесь понять, почему его тянет в эту компанию.
Есть ситуации, когда ребенку действительно грозит опасность. В детских коллективах в последние годы распространен так называемый буллинг — коллективное издевательство над выбранной жертвой. Причем у зачинщиков травли создается ощущение вседозволенности. У жертвы — стресс и страх, которые неизбежно скажутся во взрослой жизни. В таком случае нужно вмешаться в ситуацию, чтобы она не спровоцировала ребенка на самоубийство или другие необдуманные поступки. Нужно говорить с учителями, подключать психологов, даже переводить ребенка в другую школу. Главное — обнаружить конфликт вовремя. И тут решающую роль снова играет доверие между вами и ребенком. Помощь в ситуации потребуется и тем, кто травлю организовал. Ведь дети копируют поведение взрослых. А значит, жестокое поведение зачинщик наблюдает в семье. Дать такому ребенку шанс на жизнь, отличную от той, которую он видел, и есть задача взрослых.
Елена Астрахович