День открытых дверей в национальном университете «Одесская морская академия» оставил не только позитивные впечатления у посетителей, но и «неудобный» вопрос: «Для чего государству тратиться на содержание 22 морских учебных заведений, если их выпускники наверняка будут работать на иностранного дядю?»
Вопрос не праздный, но каверзный…
Если следовать подобной логике, то можно поставить под сомнение необходимость всей системы высшего образования в стране. Ведь сегодняшняя экономическая ситуация такова, что предприятия закрываются одно за другим. А это ведет к невостребованности специалистов многих профилей. Однако идея закрыть в одночасье все институты и техникумы не кажется здравой. Особенно, если речь о центрах морской подготовки.
Еще патриарх и создатель такого вида предпринимательства в Украине, как посредничество в трудоустройстве моряков (в обиходе – «крюинг»), капитан Владимир Ланг говорил о недопустимости разрушить систему морского образования. Он считал, что моряки – это золотой кадровый фонд, который нужно сохранить на будущее, когда в стране все же появится свой флот.
Эту мысль разделяет заслуженный работник образования Украины, начальник Одесского мореходного училища им. А. Маринеско Александр Сабуров:
– Пусть не в ближайшее время, но в перспективе Украина будет иметь собственные суда. Это экономическая необходимость. Хотя бы потому, что они являются самым выгодным видом транспортировки грузов. А пока, осуществляя регулярный набор и подготовку курсантов, мы сохраняем тех специалистов, которые потом смогут вернуться на отечественный флот.
Иронично, но невесело звучит высказывание известного чиновника о том, что Украина не морская держава, а просто страна у моря. Действительно, для того чтобы считаться морской державой, государство должно иметь не только некое количество судов, но также определенный объем тоннажа. Однако вспомогательные суда (а это буксиры, бункеровщики, катера, мусоро- и нефтесборщики, самоходные баржи-«водолеи» и прочие, сконцентрированные в украинских портах), будучи маломерными, не обладают тем суммарным водоизмещением, которое необходимо, чтобы за страной закрепился статус морской державы. Тем не менее, благодаря существующей системе морского образования Украина известна на мировой арене торгового судоходства. И многие компании до сих пор уважительно вспоминают фирменное название Черноморского пароходства — «BLASCO». К тому же, немало еще в Одессе, Измаиле, Николаеве, Херсоне и офицеров флота, и работников береговых служб, способных передать свои практические навыки молодежи. А главное – дух, побуждающий понимать принципы да и вообще значение флота.
Деньги тоже что-то значат
Морские учебные заведения, конечно, являются центрами научной работы. И некоторые исследования и диссертации имеют большое прикладное значение.
Но вряд ли вчерашние школьники, подав документы в одну из мореходок, думают о науке. С рационализмом, свойственным нынешнему молодому поколению, салаги прикидывают без калькуляторов, что таких заработков, как «под флагом», они нигде не будут иметь. Тем более, что этот заработок абсолютно честный, без махинаций. И потому – стараются!
Минимальная зарплата моториста составляет 1100 долларов в месяц. Зарплата капитана, стармеха – от 8 тысяч и выше. Моряки бывшего ЧМП отоваривались в иностранных портах и везли домой мохер, ковры, отрезы тканей, джинсы и прочие «шмутки» с целью продать их и таким образом получить довесок к казенной зарплате. Сегодняшние моряки-«подфлажники» ввозят в страну чистую валюту, которую тратят здесь, дома. Они покупают квартиры, дачи, землю, оплачивают лечение родственников, обучение своих детей в элитных школах… В бюджеты государства эти деньги поступают опосредованно в виде налогов с произведенных платежей.
По разным подсчетам (которые нельзя назвать точными, потому что никто не знает, сколько человек и по каким контрактам одновременно находится в море), моряки пополняют кошелек страны примерно на сумму в 2 миллиарда долларов в год. Они, по сути, являются донорами национальной экономики. Как же их не учить, если каждый пятый член комсостава на мировом флоте – гражданин Украины?!
Кризис образования или трудоустройства?
Скоро НУ «ОМА» («вышка») и Морской университет («водный») выпустят порядка 210 судовых механиков. Своих орлов добавят ОМУ им. А. Маринеско («середуха»), морской колледж техфлота — ТФ («тюлькин флот»), Одесское мореходное училище рыбной промышленности («рыбка»). Еще больше выйдет на рынок морского трудоустройства судоводителей. Пусть не все из них отличники. Но, как говорит, начальник отдела труда и занятости населения Департамента социальной и семейной политики Одесской облгосадминистрации Наталья Ильина, в целом уровень профессиональной подготовки офицерского состава моряков-«подфлажников» высок. По крайней мере, конкурентоспособен. Поэтому сейчас не столько речь о ряде недостатков образования, сколько о кризисе в трудоустройстве «под флаг».
Выпускники морских училищ – в свободном поиске компаний, которые согласятся взять их в качестве морских специалистов. Но в любом случае система морского образования решает проблему безработицы, ох, какую актуальную для «сухопутных» граждан! Государство в этом заинтересовано, поскольку само обеспечить людей рабочими местами не может. Именно поэтому оно сохраняет посредников в трудоустройстве за рубежом. И даже «ведет прополку» этого поля предпринимательства, выявляя и закрывая теневые компании, работающие без лицензий, то есть намеревающиеся увильнуть от налогов. Их исправно платят посредники за каждого украинского моряка, трудоустроенного на борт иностранного судовладельца.
Остров… везения
Бывший стармех Петр Студицкий приводит в пример Филиппины. На этих островах отправка моряков на иностранные суда приобрела значение государственной политики. С судовладельцами договариваются госструктуры и, выполняя заявку, получают агентское вознаграждение за каждого поставленного специалиста. Такая тенденция предлагалась как вариант и украинскими авторами ряда морских концепций, впрочем, показавших нежизнеспособность. А все потому, что улыбчивый, послушный «филька», понимая, что на островах заработка для него нет, не перебирает харчами и соглашается на зарплату ниже, чем требуют украинцы. И судовладельческие компании оказывают им предпочтение. А Украина, заняв такую позицию, могла бы лишиться многих рабочих мест для своих моряков.
По этой же причине судовладелец не платит морским учебным заведениям за будущего спеца. Но Украина этот пробел частично компенсирует большим количеством контрактников. Официальные данные о размере годовой стоимости контракта есть на сайтах училищ и вузов. Все дальнейшее – по обстоятельствам.