Босоногий Хемингуэй, целительницы и Фира Львовна с Изенькой …Этот Музей кукол и игрушек «странствующий», если хотите, «кочующий», так как у него до сих пор нет своего помещения. Зато когда его обитатели выходят «на люди», радости нет предела, причем, не только у детей. Взрослые здесь охают и ахают, пока их чада (музей интерактивный!) играют в самые разные игры и проявляют себя на мастер-классах, которые тут же проводят для них мастера-кукольники.
В начале этого года Музей кукол и игрушек провел головокружительный (исключительно от восторга!) бал в Воронцовском дворце, а теперь вот снова показал себя на улице Екатерининской, 64, где в помещении лицея расположилась выставка кукол и игрушек «Одесса многонациональная».
…И наш знаменитый чеканщик!
Кажется, невозможно придумать столь емкое название экспонатам этого Музея, которое бы отобразило все многообразие представленных здесь работ. Куклы классические, куклы-мотанки, куклы-обереги, куклы с лекарственными травами внутри. И все эти персонажи, представляющие ужившихся в нашем городе представителей более ста национальностей, живут на одной выставке. Они словно учат нас и той самой толерантности, и умению слышать друг друга, и пониманию.
Хорошо им здесь, на выставке, устроенной кураторами проекта Еленой Филипповой, Светланой Трапезниковой, Сергеем Филипповым.
Улыбающийся Хемингуэй сидит в лодке босиком, словно стал иллюстрацией к своей же повести «Старик и море». Исключительно одесские сумки изобилуют пародийными изречениями от тети Сони («Тетя Соня сделала базар, а ты?»), Фира Львовна держит за руку Изеньку, а старый одесский пожарный прячет за спиной папироску.
Тут же — наш знаменитый чеканщик Израиль Рухомовский. Тот самый, который в свое время так мастерски «сделал» Лувр, изготовив старинную тиару, которую приняли за головной убор царя Сайтаферна, что эта «липа века» вошла в монографии, учебники, стала источником вдохновения для литераторов.
А еще — старый одесский двор, итальянец, подносящий кофе и турецкий подданный, который уже вовсю наслаждается этим напитком… Впрочем, если начать перечислять всех героев этого кукольного изобилия, указать фамилии мастеров, их создавших, то не хватит, ни места, ни времени все это прочесть.
Куклы оберегают, куклы лечат
«Макет» старого одесского дворика, представленный здесь, — словно подсказка: всем хватит места и всем будет хорошо, будь то кукла в литовском костюме или Афина-кошка (кукла-оберег Аллы Котляр). Афина тут не «просто так».
Алла Котляр — медик по образованию, 2 мая 2014 года совершенно случайно оказалась в ТЦ «Афина». Пришлось ей вместо шоппинга заняться оказанием медицинской помощи десяткам пострадавшим. Потом и создала богиню Афину в кошачьем обличье — как оберег, как добрый посыл, что такое не должно повториться.
Эту историю рассказывает мне Елена Филиппова. Когда-то они с мужем стали собирать кукол, потом возникла идея объединить мастеров-кукольников и создать музей. О куклах она знает, кажется все, хотя сама убеждает: о них знать все просто невозможно.
От многообразия этих удивительных созданий со своим характером, настроением, другими особенностями, разбегаются глаза. Некоторые из них лечат с помощью «средств», о которых мы порой даже не догадываемся. Например, народные куклы из ниток, да еще с приложением разных «пользительных» подвесок-минералов. Для изготовления лечебных кукол используют, оказывается, и самые различные травы, и другие дары Земли. И вот уже не куколка перед вами, а источник энергии, способ отвлечения от стресса, красивый, яркий целитель. Некоторые куклы изготавливаются из кукурузных початков, ореховой скорлупы, веток .
Мастера-кукольники занимаются не только изготовлением экспонатов, но и восстанавливают забытое — воссоздают народную украинскую куклу. И, оказывается кукла из, к примеру, Черкасской области, очень отличается от своей «родственницы» из Житомирской.
Голова в бигуди, макияж на лице
Особая тема — куклы-шаржи. От них, как по мне, вообще не отойти, потому что здесь каждая деталь — шутка, намек, загадка. Работы Александра Бессарабова и Светланы Патратий — это не просто «прикольные ляльки», это рассказанная особым языком чисто одесская история. Нет, ну вы только посмотрите на эту Розу Марковну с пачкой сигарет в кармане, на ту же Фиру Львовну с Изенькой — и язык одесских дворов на старушке-Молдаванке сразу станет вам еще более родным, не говоря уже о том, что более понятным.
Ах, эта мудрая Роза Марковна с сигаретой! Вечно молодящаяся, знающая все и «за всех»! Сама автор куклы Светлана Патратий о своем творении пишет: «Такой слегка карикатурный персонаж встречается практически в каждом одесском дворике. В мягких домашних тапочках на босу ногу, в уютном халатике «на запах» «виходит» Роза Марковна в ближайший магазин за пачкой сигарет для себя и свежей газеткой для дяди Боры. Ах да, еще неплохо бы прихватить с собой кошелку на случай, если не дай Бог в этом самом магазине «викинут» вдруг что-то по дешевке. И не беда, что голова в бигуди, главное, что макияж всегда на лице. По пути Роза Марковна не спеша закурит сигаретку, смэряет взглядом сидящих на лавочке соседок, они обменяются любезностями — и, можно сказать, что «виход в свет» таки состоялся!..».
Выставка окончится, куклы отправятся на отдых — до следующей выставки, еще одной встречи, еще одного выхода в свет. И, будем надеяться, до обретения своей постоянной прописки. То есть, до того счастливого момента, когда Музей кукол и игрушек распахнет двери собственного помещения, где оживет сказка, куда, словно в гости к папе Карло, будут торопиться за массой самый приятных впечатлений (как минимум) и даже лечебным фактором (как максимум) и одесситы, и гости города…
Оксана Чигиринская.