Это письмо пришло в нашу редакцию от одесситки Людмилы Опроненко-Клоповой. Она приехала в Одессу по комсомольскому призыву в январе 1951 года. Какой был наш город более полувека назад? Какими маленькими и большими радостями жили тогда одесситы? Наверняка эти картинки той одесской жизни будут интересны и тем, кто их может вспомнить, и молодежи.
Однажды в пятом трамвае
Август 2017-го. Еду пятым трамваем в Аркадию, в любимейший с прошлых лет уголок Одессы. Правда, раньше конечная остановка 5-го была в сквере. Пассажиры, выйдя из вагонов, шли под зелеными кронами деревьев к берегу, где на мягком теплом песке люди вальяжно размещались почти друг возле друга — кто на подстилках, кто прямо на песке. Сейчас все по-иному. Деревьев мало, вокруг плитка. Отдыхающие сплошным потоком стремятся к воде, к лежакам…
Но я не об этом, а о случае в трамвае, где одесситы любят поговорить. Кто тише, кто громче. И вдруг слышу, одна молодая особа отвечает приезжей на вопрос: "Кто построил в Одессе такой красивый вокзал?".
– Пленные немцы построили, — говорит.
Я не удержалась и спросила:
– Откуда вы это взяли? Пленных немцев в Одессе не было с 1946 года. А вокзал начали восстанавливать в ноябре 1950-го.
- Мне бабушка рассказывала, — последовал уверенный ответ одесситки.
- Вокзал построили наши граждане. Я одна из тех строителей, — уточняю.
«Аудитория» притихла, так как трамвай подошел к конечной остановке, и все дружно бросились к спасительному берегу моря.
Этот эпизод и заставил меня написать в редакцию.
Так кто же восстанавливал железнодорожный вокзал?
Тысячи молодых граждан нашей страны. Причем большинство строителей составляли девушки.
…В то время в Одессе проживало около 700 тысяч человек. Портовому городу срочно необходим был новый железнодорожный вокзал вместо полностью разрушенного во время войны. Тогда везде не хватало рабочих рук, поэтому комсомол призвал молодежь ехать на большие стройки. Прочитав объявление с призывом, я не устояла. Так в 18 лет по комсомольской путевке я и оказалась в Одессе.
Средний возраст работавших на той стройке был 30 лет. Дефицит мужской силы объяснялся тем, что в годы войны на фронте погибло 93% юношей 1921-1922 годов рождения. Тех, кто подрос после войны, призвали на службу в армию. И в колхозах, и на стройках основной тягловой силой оказались женщины. Круглосуточно на возведении вокзала работало свыше 800 человек. Здание строилось из камня-ракушечника. Техники не было. Все стройматериалы с первого этажа и под самый купол специалистам подавали на носилках маленькие, щуплые девчонки. Вокзал восстановлен по проекту архитектора Леонида Чуприна за рекордно короткий срок: ноябрь 1950 – июль 1952 годов. Затем людей перебросили на восстанавление железнодорожного управления и жилых домов для рабочих на улице Семинарской. Прокладывали вторую колею до Одессы-Малой, 2-й заставы, 10-го километра, Заставы-1…
Первые впечатления после приезда в город
Как только вышла из поезда, сразу же увидела деревянный забор вокруг огромной стройплощадки будущего здания железнодорожного вокзала. Вокруг — месиво грязи, но строительные работы кипели. Через дорогу, с фасадной стороны стройки, находилась остановка троллейбусов №№ 1 и 2. Их в Одессе и было всего два.
Кто утверждает, что в Одессе не было разрушений, – говорит неправду. Построенные после войны дома в центре города, которые мы называем «сталинки», возвышаются именно на местах уничтоженных старых домов. Были разрушены порт, морвокзал (он размещался в приспособленном помещении, как и железнодорожный). Война не пощадила часть здания горисполкома, да и другие дома и учреждения. Автотранспорта в Одессе было очень мало. Редко когда по мостовой громыхал самосвал или пробегал трофейный «опель», чьим пассажиром мог быть или знаменитый вор или крупный руководитель города, области.
О дорогах, «Привозе», Куликовом поле и трамвае
Мы, строители, приехавшие в основном из сел, жили в общежитии без удобств в районе Лузановки. На работу нас возили в открытом грузовике и летом, и зимой. Не поверите, но в семь утра улицы, по которым мы ехали, были подметены и политы. Они сияли!
Особым местом тогда, как и сейчас, был рынок «Привоз». Ряды шли параллельно через всю территорию рынка от Екатерининской до Преображенской. (Улицы тогда так и назывались. Их переименовали уже при Н.С.Хрущеве.) Один ряд на «Привозе» занимало домашнее виноградное вино, которым торговали частные лица. Любители его попробовать, дойдя до конца ряда, так "набирались", что дальше идти уже не могли.
На Куликовом поле здания не было, а располагались парк и воинские захоронения около которых всегда стоял военный караул. Потом захоронения перенесли на 2-е городское кладбище. А на их месте поставили памятник. Он и сейчас там. Проспектов Шевченко и Гагарина не существовало, там находились военные казармы, а на территории, где позже выросли жилмассивы Черемушки и Таирова, тянулись поля.
Стоимость проезда в трамваях и троллейбусах была копеечная. Помню такой случай. Я спешила и решила проехать одну остановку. Оплатила и говорю кондуктору: «Не надо билет, я выхожу». Она ткнула его в мою ладошку и сказала: «Мне зарплату государство платит». Стало очень стыдно. Я этот урок запомнила на всю жизнь. С тех пор никогда больше не совершала таких «подвигов».
Маленькие радости молодежи 50-х годов
Любимой торговой точкой одесситов была бубличная на Екатерининской между улицами Ласточкина и Дерибасовской. Бублики пекли при покупателе. Очень вкусные и востребованные, они стоили 50 копеек. О них есть песня: «Купите бублики… горячи бублики». Вообще в Одессе было много любимых песен. И когда весной цвела акация, одесситы заводили патефоны,открывали окна, и из них лились мелодии песен «Мишка, Мишка, где твоя улыбка?..», «Старушка не спеша, дорожку перешла…» и так далее. Так вот, такой бублик и стакан газировки за 5 копеек был обедом для рядового строителя после утреннего стакана чая с черным хлебом. Вечером – банка бычков, но не таких, как теперь, пополам с шелухой и кишками…
В выходной мы, прогуливаясь, останавливались у чужих окон, чтобы послушать песню «из патефона» в исполнении Утесова. А еще мы ходили в парк Шевченко, где располагалась огороженная высоким решетчатым забором танцплощадка (вход — 50 коп.). Мы не ходили на танцы, денег не было, а стояли у решетки и наблюдали, как зажиточные одесситки в нарядных платьях и модных туфельках кружились в парах. При нашей низкой зарплате приходилось ходить в тапочках. Вообще по всей стране зарплата у строителей была низкой: от 275 до 300 рублей. За эти деньги питались, одевались, оплачивали общежитие, комсомольские и профсоюзные взносы.
Удивительное событие происходило в Одессе после 20 мая. В город из дальних странствий возвращалась наша китобойная флотилия. Каждый одессит стремился быть на Приморском бульваре и наблюдать, как в Одесском порту причаливает это чудо. Впереди, как огромная мама-утка, шло мощное судно-завод «Слава», а за ним 13–15 «славенят», на которых стояли уникальные мастера своего дела – гарпунеры. После прихода флотилии по городу еще долго «бродили» рассказы об очередном рейсе славных мореходов. В Одессе, как в большой семье, передавали их из уст в уста.
От редакции.
Вот такую Одессу 50-х запомнила Людмила Опроненко-Клопова. Некоторые факты могут вызывать вопросы и сомнения. Но мы умышленно оставили авторское изложение с минимальной правкой. Ведь у каждого свое ощущение Одессы. Какое оно у вас? Какую Одессу вы помните: 20, 30, 40, 50, 60 лет назад? Пишите нам:
— по адресу: 65058, г. Одесса, ул. Маршала Говорова, 2, оф. 314, редакция газеты «Одесская жизнь»;
— по электронному адресу: [email protected]
Все верно, только бубличная была между Екатерининской площадью и Ласточкина посередине четной стороны.
Согласен с Владимиром и даже удивлён точностью и правильностью его замечания. В солидарность с ним уточню, что бубличная находилась прямо напротив переулка Чайковского в нынешнем доме 6 по ул. Екатерининской. Бублики пекли после вываривания теста и оттого они были необычайно пышные и вкусные. Бубличная закрылась в 1962 году во времена хлебного кризиса при Хруще. После минования кризиса она так и не открылась. В дальнейшем те бублики которые выпускали позже одесские хлебозаводы даже отдаленно не напоминали вкус тех самых уже легендарных бубликов.
Так может следует восстановить выпечку этих вкусных бубликов !? Рецепт наверное можно отыскать, а то нынешние бублики в хлебных магазинах просто не хочется покупать,твёрдые, тесто не пышное, жалкое подобие !