Новости Одессы и Одесской области

ГРОМАДная реформа: Как проходит децентрализация в Одесской области?

В 2015 году в Одесской области появились первые объединенные территориальные громады. Сегодня их 11, к объединению готовится еще несколько, однако большой активности в этом процессе не наблюдается. «Одесская жизнь» пообщалась с региональными консультантами Ассоциации городов Украины (АГУ) и выяснила, что тормозит децентрализацию.

Обратная сторона добровольности

ГРОМАДная реформа: Как проходит децентрализация в Одесской области?Объединение громад — это добровольный процесс, являющийся частью децентрализации системы управления в стране. Суть объединения в том, что несколько населенных пунктов, которые расположены рядом, заключают экономический и административный союз, соглашаясь на общий бюджет, единую стратегию развития и изменения в управленческой иерархии. В объединенных территориальных громадах (ОТГ) нет глав сельсоветов с их аппаратами, а есть лишь старосты, которые выбираются в каждом населенном пункте и подчиняются главе громады (эта должность также выборная).

На данный момент законодательством не установлено конкретных сроков для повсеместного создания громад. Однако очевидно, что бесконечно это продолжаться не может, поэтому рано или поздно будут установлена дата «окончания добровольности». Все, кто к этому моменту не успеют самоопределиться и договориться с соседями, будут объединены в громады по усмотрению центральной власти. То есть и те села, с которыми ранее никто не хотел объединяться, например, по экономическим соображениям, все же попадут в громады. Правда есть риск, что к тому времени государственная финансовая поддержка ОТГ значительно уменьшится. Кроме того, большую роль в получении государственной поддержки играет то, произошло ли объединение по разработанной и утвержденной методике и внесена ли ОТГ в перспективный план развития территорий, который утверждается на сессии облсовета.

Экономическая целесообразность

ГРОМАДная реформа: Как проходит децентрализация в Одесской области?Создание громады — это серьезный шаг для всех населенных пунктов, которые в нее войдут. Именно поэтому объединению предшествует долгий период обсуждений, слушаний и экономических расчетов. Безусловно, не все села в Одесской области одинаково развиты и обустроены. В самом незавидном положении оказываются маленькие и бедные населенные пункты, которым не хватает собственных доходов. Желающих делиться с такими соседями не много.

В этом смысле примечателен опыт Великомихайловской ОТГ, где придумали собственную формулу распределения средств бюджета развития. В ее основе лежит коэффициент, которые определяет вклад каждого населенного пункта в общий бюджет. Исходя из этого вклада села получают финансирование из расчета на каждого человека. Как показала практика, даже самые бедные населенные пункты получают достаточно средств, чтобы начать впервые за долгие годы реализовывать инфраструктурные проекты, например, ремонтировать дороги и устанавливать уличное освещение.

Это значит, что варианты построения успешной экономики есть, и каждая громада может выбирать свой собственный, закрепив это в уставе. Там же может быть прописан и принцип распределения субвенций, которые поступают в громаду, и многое другое.

Политический интерес

ГРОМАДная реформа: Как проходит децентрализация в Одесской области?В принципе, создание ОТГ — это не политический, а административный процесс. Однако в наших реалиях все, что связано с бюджетами разных уровней, является личной компетенцией тех или иных политиков. Поэтому процесс децентрализации в некоторых районах Одесской области проходит довольно тяжело.

— Мы столкнулись с тем, что самыми серьезными барьерами на пути объединения громад являются политические амбиции отдельных лиц, — утверждает региональный консультант по юридическим вопросам Одесского отдела АГУ Юрий Ямковой. — В таком случае в расчет не берутся интересы местных жителей и экономическая целесообразность. Это, на наш взгляд, недопустимо.

ГРОМАДная реформа: Как проходит децентрализация в Одесской области?Политический фактор, действительно, имеет большой вес, ведь местные политики теряют свой электоральный рейтинг. Кроме того, им придется пережить новые выборы, результаты которых могут их не обрадовать. Кто-то просто боится перемен, кто-то — потери должности, потери маленького, но своего бюджета.

Противодействие чувствуется со стороны районных советов, изредка — райдминистраций, которые в основном придерживаются политики невмешательства. Причина неприятия ими реформы в том, что одним из ее результатов станет полная ликвидация районных и областных администраций. Позиция районных властей в Одесской области видна очень хорошо. Так, в тех районах, где главы райсоветов поддерживают реформу, объединение идет активно. Это, например, Беляевский, Ивановский, Великомихайловский районы. В Килийском районе, наоборот, ни Килия, ни Вилково никак не могут создать громады. Здесь очень активно ведется пропаганда против реформы через местные СМИ.

Очевидно, что реформа децентрализации имеет как позитивные, так и негативные моменты. Но во многом ее успех зависит от самих людей, их способности просчитывать свои шаги и принимать взвешенные решения.

Подробнее о плюсах и минусах децентрализации читайте в следующих публикациях «Одесской жизни».

Что осложняет создание объединенных громад?

1. Национальный вопрос

Евгения ГеноваЕвгения Генова, региональный консультант по коммуникациям Одесского отделения АГУ

— Нынешняя реформа затрагивает административную и бюджетную сферы, но никак не национальную. Тем не менее, национальный вопрос в последнее время стоит очень остро. В частности, на последней сессии Одесского областного совета подавляющее количество депутатов приняло обращение к президенту с требованием сохранить целостность Болградского района с возможностью присоединения к нему сел исключительно с болгарским, гагаузским и албанским населением. Мне сложно представить, как это можно сделать, ведь есть села, в которых одновременно проживают представители разных национальностей — что делать с ними?

Не хотелось бы, чтобы политики шутили такими опасными вещами. Многие годы эти люди жили мирно бок-о-бок, но после того, как их посещают некоторые политики, которые в своих выступлениях призывают их вспомнить о давней вражде, отношения между соседями портятся. Один из таких политиков однажды заявил, что если соединить болгарское и молдавское село, то первые «съедят» вторых за сутки. Однако децентрализация НЕ предполагает, что один населенный пункт будет доминировать над другим или какая-то из национальностей будет ущемлена в своих правах. Поэтому хочется, чтобы в этом вопросе было меньше политики, а люди не поддавались на провокации.

2. Земельный вопрос

Юрий ЯмковойЮрий Ямковой, региональный консультант по юридическим вопросам Одесского отделения АГУ

— Один из положительных моментов реформы состоит в том, что земли за границами населенных пунктов попадают в юрисдикцию объединенной территориальной громады. И не может быть такого, чтобы какие-то земли оставались вне этой юрисдикции и не работали на благо громады. Таким образом реализуется принцип повсеместности местного самоуправления. В этом случае все налоговые поступления от пользования землей остаются в бюджете громады и только она решает, на выполнение каких задач их следует направить. Сейчас это компетенция районных властей, то есть налоги с земли попадают в районный бюджет, а часть их распределяется в областной и государственный. В итоге села получают деньги по остаточному принципу. То есть на практике не имеет значения, сколько заработал тот или иной населенный пункт, — он получает на свои социальные проекты ту сумму, которую определит райсовет. Из-за этого происходит экономический перекос, когда село, например, зарабатывает миллион, а ему из райбюджета выделяют всего 30 тысяч.

Мы уже видим, что в объединенных территориальных громадах, где проводится инвентаризация земель, значительно выросли поступления в бюджеты от арендной платы и земельного налога. И мы надеемся, что в ближайшее время законодательство в земельной сфере будет отрегулировано, и вопрос земли за пределами населенных пунктов будет решен. Это может дать еще один стимул для объединения новых громад.

Полное интервью смотрите ниже и в нашем разделе ВИДЕО в проекте «Право выбора».

(Продолжение)

Ранее «Одесская жизнь» сообщала о возможном объединении Белгорода-Днестровского и Затоки.

Анна Мячина

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
олег
олег
6 лет назад

наибольшая катастрофа в децентрализации для власти — госпитальные мед округи. с 4райбольниц где 4хирургических и травматологий оставят хирургию и травматологию только в одной райбольнице на 4района.Хрущев в 50-х провел децентрализацию.оставил в 2-3р меньше районов в областях. но больниц не трогал.это за 60км из села к хирургу на операцию добираться.дороги ужасные в селах изза зерновозов.представим зима.вьюга.1-2рейса автобусов в день на села.на наем авто чтобы сосед Жигулем отвез пенсии не хватит,ведь придется платить и туда и за обратно,если даже в больницу положат.(скорых обычно две на ночь в районах,что катастроф мало для таких транспортировок,и ее дело не возить а оказівать срочную,неотложную медпомощь)

dima
dima
6 лет назад

Чорнухинський район – лідер з реалізації проектів обласного конкурсу розвитку громад
http://podii.com.ua/news/chornuhynskyy-rayon-lider-z-realizaciyi-proektiv-oblasnogo-konkursu-rozvytku-gromad

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции