Роман Кузнецов, психолог, гештальт-терапевт
— С точки зрения психологии, подростковый возраст — классическая пограничная ситуация, которая сталкивает человека с его собственным бессилием. Ведь подросток переживает множество изменений, которые ему неподвластны. Он ощущает тревогу и смущение по поводу своего тела, страх и растерянность в общении со сверстниками, злость и обиду в ответ на ограничение его свободы взрослыми.
Самое интересное, что точно такие же чувства переживают и близкие подростка — родители, дедушки и бабушки, братья и сестры. Они тревожатся и смущаются, когда он проявляет интерес к противоположному полу. Пугаются и чувствуют растерянность, слыша от него неудобные вопросы. Злятся и обижаются, когда он не подчиняется семейным правилам. Безусловно, этот непростой этап в жизни требует определенных усилий со стороны всех членов семьи. Но помните, что в кризисной ситуации (например, в самолете) родители должны надеть маску сначала на себя, а уже потом на ребенка. То есть всем остальным членам семьи нужно, в первую очередь, заботиться о себе: продолжать работать и вовремя отдыхать, прислушиваться к своим желаниям и потребностям, давать себе право ошибаться. Хороший родитель — это тот, который совершает ошибки.
Важно понимать, что это не подросток трудный — это трудный период в жизни. И лично у меня гораздо больше тревоги вызывают тихие, спокойные и «удобные» подростки — это действительно повод обращаться к специалистам.
В отношении подростков действуют универсальные правила общения, которые обычно игнорируют, но в идеале должны соблюдать все.
Не следует:
- нарушать личные границы подростка: без стука входить в комнату, трогать и переставлять там вещи, читать личный дневник, переписку в телефоне или социальных сетях, требовать отчета о карманных деньгах;
- взваливать на подростка непосильную ответственность, например, заботу о младших братьях или сестрах;
- осуждать подростка за ошибки;
- бить подростка или угрожать применением силы.
Необходимо:
- требовать от подростка соблюдения личных границ остальных членов семьи;
- устанавливать правила и требовать от подростка следовать им;
- говорить прямо о своих чувствах к ребенку;
- определить круг посильных обязанностей подростка (мытье посуды, уборка, выгул собаки) и контролировать их выполнение.
Можно, но осторожно добиваться от подростка выполнения требований путем шантажа, подкупа или угроз лишения некоторых благ.
Ранее "Одесская жизнь" рассказывала о том, как помочь ребенку найти свое призвание в жизни уже в детском саду.