Новости Одессы и Одесской области

Вторая потемкинская, новые черемушки и метро

Вторая потемкинская, новые черемушки и метро

Как мог бы развиваться наш город по старым Генпланам?

Набережная Барселоны. Возможно, примерно так мог выглядеть Набережный бульвар в районе Морвокзала, если бы осуществились планы по переносу торгового портаНовый год — время помечтать. Например, о том, как сделать наш город более удобным и красивым. В СССР над этим работали целые институты. Получалось не всегда убедительно, но зато очень злободневно. Так что многое из того, о чем думали одесские архитекторы и инженеры 30-50 лет назад, актуально до сих пор. «Одесская жизнь» узнала о самых масштабных проектах прошлых лет, которые могли в корне изменить жизнь одесситов.

 

Панельный удар

На протяжении ХХ века главной проблемой Одессы была нехватка жилья и его низкое качество. По мере активного развития спальных районов, советские градостроители не забывали и об историческом центре. Ветхие дома предлагалось нещадно сносить, заменяя панельными многоэтажками. По мнению архитекторов, новое жилье было все же лучше старого. Оно позволяло создать просторные озелененные дворы, обеспечив доступ свежего воздуха и солнечного света в квартиры горожан.

Следуя духу времени, в 1964 году кафедра архитектуры Строительного института разработала проект реконструкции десяти кварталов между улицами Старопортофранковской, Тираспольской, Нежинской и Толстого. Помимо строительства многоэтажек на месте ветхого жилья и сараев, он предусматривал преобразование всего района в один квартал с превращением улицы Спиридоновской в зеленый бульвар.

Другие архитекторы также не сидели без дела, предлагая застроить панельными домами целые кварталы, расположенные от Итальянского бульвара до Большой Арнаутской, вдоль Ришельевской и в районе Отрады. Впрочем, денег на «Черемушки в центре Одессы» не нашлось и в Генплан 1966 года вошла лишь малая часть проектных предложений, которые мы и видим сегодня, например, в виде трех десятиэтажек на бульваре Жванецкого.

Не менее интересен Генплан 1989 года. К тому времени было признано, что старая Одесса — город-памятник мирового значения, а потому основные баталии происходили уже на окраинах города. Предполагалось, что к 2005 году население Одессы вырастет до 1,3 млн. человек, а своя квартира будет у каждой семьи. Чтобы расселить всех страждущих, создатели Генплана спроектировали к западу от Черемушек и Таирова равнозначный им жилмассив. Застройке подлежали пустыри в начале Овидиопольской дороги и к востоку от Днепропетровской. «Сюрпризом» для тысяч одесситов стал предполагаемый снос частного сектора на Чубаевке, Кривой Балке, Левитана и даже 10-12-й станциях Фонтана. К счастью для местных жителей, этого не произошло.

 

Прогулки над поездами

В центре Одессы, где вид на море все же есть, он безнадежно испорчен многочисленными терминалами порта. Силос, зерно, нефть и другая продукция требуют много места и не особо считаются с художественным обликом города. Все могло быть совершенно иначе, если бы порт сделал ставку на обслуживание пассажиров, а товарные мощности перенес в более подходящие места.

Такая идея возникла в конце 1980-х годов, когда из Одессы хотели сделать «европейскую витрину» — международный центр туризма и культуры. В 1990 году городское управление архитектуры объявило конкурс проектов на лучшее обустройство Набережного бульвара, который планировалось создать за счет переноса под землю железнодорожной ветки порта и реконструкции мола Военной гавани. Инициаторы конкурса видели здесь отели, кафе и зоны отдыха. Впрочем, вполне вероятно, что сейчас набережную застраивали бы высотками.

Идея переноса товарного порта и сейчас живо обсуждается архитекторами, учеными и общественниками Одессы. Одна из самых популярных концепций — перенос портовых мощностей к Хаджибейскому лиману, где глубины позволяют обслуживать большегрузные суда, но для этого придется прорыть канал через Пересыпь.

 

Планы и реальность

Нереализованных проектов развития Одессы более чем достаточно. Еще 10 лет назад бурно обсуждались мост с поселка Котовского в центр, намыв искусственных островов с созданием черноморского «Лас-Вегаса» и перенос Одесского аэропорта на поля орошения. Остался нерешенным вопрос укрепления берега от Большого Фонтана до Черноморки, строительство трассы «Север — Юг» и перенос делового центра на Балковскую и Дальние Мельницы.

Похоже, что очередь до глобальных преобразований не дойдет и в ближайшие пару десятилетий. Нынешняя задача — «латать дыры». Капитально ремонтировать старые дома, реконструировать «хрущевки», перестраивать канализацию, решить проблему сброса неочищенных стоков в море. Даже при наличии метро не исчезает необходимость строительства многоуровневых паркингов как в центре города, так и на окраинах.

Во многих районах Одессы нет места для новых школ и детских садов, катастрофически не хватает зеленых зон. Эти задачи требуют огромных расходов, несопоставимых с возможностями бюджета города. Поэтому уже много лет их откладывают «на завтра», предпочитая стелить плитку на тротуарах и благоустраивать рынки. А «завтра» обязательно наступит.


 

Навстречу морю

Среди приморских городов бывшего СССР Одессу можно считать уникальной. Наш город отрезан от моря портом, промзоной на Пересыпи и узкими улочками частного сектора Большого Фонтана. Доступ на пляж для жителей большинства районов города ограничен: улицы и маршруты общественного транспорта пролегают так, что к морю нужно идти от 10 до 20 минут.

Исправить этот недочет взялись создатели Генплана 1989 года. Желание быть ближе к морю решалось по-советски просто — перепланировкой частного сектора с масштабным сносом жилья. На карте от жилых массивов к морю было проведено четыре оси — проспекты, которые должны были идти от улиц Архитекторской, Львовской, Толбухина и Пантелеймоновской. Напротив театра Музкомедии предлагалось устроить вторую гигантскую лестницу, а внизу — яхт-клуб. Эти планы возмутили одесситов, чьи дома попадали под снос. Начались протесты, но окончательно крест на плане поставили только в 1990-х годах.

Сегодня оторванность Одессы от моря продолжает оставаться проблемой. Наряду с недостатком пляжей, она не позволяет серьезно говорить о дальнейшем развитии города как центра летнего туризма. Достаточно сказать, что из 30-километрового побережья у нас активно используется для отдыха только 10-12 километров. Генплан 2015 года предлагает расширить пляжи на Пересыпи, убрав оттуда промышленность. Даже это намного реальнее, чем снос домов на Фонтане или очистка пляжей Дачи Ковалевского от куреней.


Наземное метроСорокалетняя мечта

О необходимости строительства метро в Одессе серьезно заговорили еще в 1970-х годах. Подземка полагалась каждому советскому городу-миллионнику. Необходимость скоростного сообщения в Одессе подкреплялась чрезмерной растянутостью города вдоль моря: расстояние между поселками Таирова и Котовского немногим меньше, чем между противоположными окраинами многомиллионных городов.

План метро для Одессы был разработан в 1984–1985 годах. Первая очередь должна была связать поселок Котовского с железнодорожным вокзалом. Ветку предлагалось начать со станции «Пионерская» в начале улицы Заболотного. Далее — станция «Лузановка» и три остановки на Пересыпи, где десятки тысяч человек были заняты на заводах. В центре города подземке отвели место под улицей Ришельевской со станциями в районе улиц Дерибасовской и Успенской, а также в районе железнодорожного вокзала. На втором этапе планировалось устроить еще три станции в южном направлении — за Черемушками в районе улицы 25-й Чапаевской дивизии, на улице Академика Глушко и в районе Червоного Хутора.

По Генплану 1989 года в Одессе планировалось проложить 18 км метрополитена уже к 2005 году. Этого не случилось и наш город оказался единственным «миллионником» Украины, где строительство метро даже не начиналось. Уже в 2000-е  годы группой Салима Берхшейна был разработан проект «легкого метро» — скоростного трамвая, идущего по надземным эстакадам и опускающимся под землю только в центре города. Стоимость маршрута, который мог связать жилмассивы Котовского и Таирова, оценивалась в 450 млн. евро, причем система могла окупиться за 10 лет при стоимости билета в 2 гривни. Но сегодня такой возможности, видимо, уже нет.

Хочется напомнить, что о проблемах сегодняшнего зонирования Одессы мы беседовали с Михаилом Мейзерским и Юрием Никитиным в середине прошлого года.

Автор: Михаил МЕЙЗЕРСКИЙ

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции