В выходные и праздничные дни Трасса здоровья становится оживленной городской артерией, где приходится уживаться велосипедистам, роллерам, пешеходам и даже электрокарам. Интенсивное движение на Трассе, в основном, контролируется криками «Осторожно!» и «Посторонись!». В этом «Одесская жизнь» убедилась лично.
«Это не дорога — это тротуар»
Велосипедисту «цивилизованно» заехать на Трассу здоровья можно лишь в двух ее конечных точках — в Аркадии и на Ланжероне. Вопрос в том, как добраться до желанной разметки — законной полосы, отведенной двухколесному транспорту. В первом случае придется пробираться сквозь толпу прогуливающихся людей, во втором — маневрировать между автомобилями, пытающимися проехать ближе к побережью.
Мои спутники, велосипедисты Настя и Олег, преодолевают Аркадийскую аллею, держа руки на звуковом сигнале.
— Это не дорога — это тротуар. Поезжайте на Трассу здоровья, — кричат вдогонку пожилые одесситы.
На подъезде к Аркадии все наоборот. Пути пятого трамвая и тротуары заставлены автомобилями, на дороге большая пробка. Пробираясь между машинами, мы слышим: «Ваше место — тротуар». И нам даже ответить на это нечего.
Все смешалось: кони, люди
Трасса здоровья — это, пожалуй, единственное место в Одессе, где у велосипедистов есть выделенная полоса движения. И они об этом помнят, а вот пешеходы — не всегда.
— Мы тут не «гоняем» — люди еще не привыкли к велодорожке, — говорит Олег. — К тому же, она прилегает очень близко к зарослям, из которых периодически выбегают дети.
На велодорожку не без оснований претендуют и роллеры. Именно они нередко создают «транспортные» происшествия. На пути до Ланжерона мы стали свидетелями трех таких «аварий». Кроме того, роллеры не упускают шанса ухватиться за электромобиль, чтобы быстро оказаться на горке. Водителям это не по душе — скандалят и прогоняют «зайцев».
— Я вообще против этих электромобилей, — говорит Настя. — Здесь слишком мало места. Логичнее было бы установить на крайних точках Трассы небольшие пункты велопроката. За те же деньги люди могли бы доезжать, например, до Ланжерона и оставлять велосипеды там.
Шутя между собой, ребята благодарят владельцев лошадей, что не устраивают свой сезонный бизнес еще и здесь.
Вот кто велосипедистам точно рад, так это уличные музыканты: салютуют, передают приветы и посвящают песни. Нам, например досталась «Я буду долго гнать велосипед».
«Критическая масса» без политики
В Одессе стартовал сезон «Критической массы». Первый в этом году велозаезд собрал 2500 человек. По задумке организаторов, «КМ» должна помочь велосипедистам заявить о себе и обратить внимание автомобилистов и пешеходов на то, что в городе есть и другие участники дорожного движения.
Педали здесь крутит не только молодежь, но и люди в возрасте, а также дети и подростки. Например, Кирюша проехал маршрут на своем детском велосипеде. Папа всю дорогу придерживал его за плечо. Сережа тоже ехал вместе с папой. А некоторые участвовали в заезде целыми семьями, прикрепив к багажнику специальные сиденья для самых маленьких.
Велосипеды тут тоже всех мастей и расцветок, от прогулочных городских, которым отдают предпочтение многие девушки, до профессиональных трековых, стоимость которых может сравниться с ценой бюджетного авто.
Люди, ожидающие проезда колонны на светофорах реагируют по-разному. Кто-то смотрит скептически, кто-то подбадривает, а пенсионеры пытаются выяснить, что это за политическая акция.
Участники уверены, что вскоре одесситы не только привыкнут к «Критической массе», которая будет проходить в последнюю субботу каждого месяца, но и постепенно пересядут с машин и маршруток на велосипеды.
Павел Клименко, член оргкомитета «Критической массы»
— В Одессе есть одно место, где оборудовать велосипедную дорожку можно уже сегодня. Причем это не помешает ни автомобилистам, ни пешеходам, ни деревьям. Это Адмиральский проспект. Проехать там по дороге в час пик довольно сложно. А тротуары и вовсе непригодны для велосипедов. Но этот сквер, разделяющий полосы движения, — идеальное место.