Новости Одессы и Одесской области

Царские льготы одесских чиновников

Царские льготы одесских чиновников

Выражение «армия чиновников» – это вовсе не метафора. И не только потому, что чиновничья рать в нашей стране в какой-то момент превысила по численности Вооруженные Силы. «Армия» — оттого, что со своим уставом, сложной иерархией и жесткой субординацией, обширным перечнем специальных чинов. В совсем недалеком прошлом (полтора-два года назад) в Украине чиновники подразделялись на 7 категорий и 15 рангов. Разумеется, что для них детально была прописана система льгот и привилегий.

Занимательная клиторология*

Традиции чиновничества, как особого сословия в государстве, пришли на Русь из Византии. Эта империя не знала себе равных по части мелочной регламентации должностей: даже во времена самых жестоких кризисов, когда экономика была в упадке, народ голодал, а чиновники и сами уже не знали, кто за что в государстве отвечает, иерархия служивых людей оставалась незыблемой. Для каждого должностного лица существовали жесткие предписания: кому и где сидеть за императорским столом, кого как титуловать, кому сколько раз кланяться…

Имелась в средневековой Византии даже особая письменная инструкция – «клиторология», регламентирующая иерархию должностей, титулов и связанные с ними церемонии. Что характерно: чем хуже шли дела в империи, тем детальнее становились инструкции и тем пышнее были чиновничьи церемонии. Узнаваемая закономерность, не правда ли?

Что это вы все «холоп» да «холоп»?

Яркой иллюстрацией особой ценности государственных чиновников по сравнению с прочим населением служил первый свод законов Киевской Руси — «Русская Правда», приписываемый князю Ярославу Мудрому (ХI век). Древнерусский «криминальный кодекс» предписывал «за убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен, за убийство тиуна (княжеского или боярского приказчика) – 80 гривен».

Интересно, что цена жизни муниципального чиновника в нашем стародавнем Отечестве была существенно ниже, нежели государственного: «А за сельского или пахотного тиуна (лицо, ведавшее сельскохозяйственными угодьями феодала и пахотными работами), – значилось в «Русской Правде», – платить 12 гривен». Таким образом, чиновник низового уровня был, по законам средневековой Руси, в семь раз дешевле «державного чина», а жизнь его втрое менее ценна, нежели существование лакеев, обслуживающих князя и его свиту.  Впрочем, жизнь простых смертных, населявших в те времена русские земли, в любом случае проигрывала в цене «животу» тогдашних чиновников. «А за смердьего холопа платить 5 гривен»: что ж, холоп – он и в Африке холоп…

Не по Сеньке «Майбах»

Апогеем чиновничьего величия на просторах бывшего Отечества стала «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…» Петра І – детальная роспись 14-и классов и 263-х должностей «государства Российского» начала XVIII века. Именно этот документ положил начало национальной традиции безудержного чинопочитания, выразившейся в главной заповеди легендарного Козьмы Пруткова: «Козыряй!»

Со времен императора Петра общественное положение человека стало определяться исключительно его чином (числом прослуженных лет и местом на иерархической лестнице государства). Любопытно, что петровская «Табель о рангах» (тогда слово «табель» было женского рода) предусматривала штраф за нарушение общепринятой системы церемониальных почестей. Занятие «места не по чину» на балу или в церкви каралось штрафом в размере двухмесячного жалованья штрафуемого.

Фольклорные перлы «знай, сверчок, свой шесток», «не по Сеньке шапка» и многие им подобные – подтверждение того факта, что в старину чиновничьи «понты» жестко пресекались и государством, и общественным мнением. «Не в свои «Бентли» не садись» — та же народная мудрость, но на современный лад…

«Что по чину надлежит…»

Какие же блага сулила принадлежность к «чернильному сословию» (так в ХІХ веке иронично называли чиновничество)?

Одна из главных привилегий – освобождение от телесных наказаний. Обладателям даже самых нижних чинов (с 10-го по 14-й класс) уже не грозила публичная порка либо оплеуха от вельможи. «Чин «не бей меня в рыло» — так отзывалась о служивых людях этого ранга отечественная литература XIX века.

Государева служба обеспечивала «канцелярским крючкам» (еще одно обидное прозвище этого сословия) стабильное жалование. Но помимо жалованья чиновникам полагались столовые деньги и средства на покупку или аренду квартиры (от 120 до 400 рублей). Чины генеральского звания получали еще и так называемые «добавочные деньги» (от 1500 до 2400 рублей) – некий эквивалент нынешней материальной помощи или так называемых средств «на оздоровление».

За беспорочную службу чиновник мог быть поощрен орденом, назначением аренд и пожалованием земли, подарком от высочайшего имени, единовременным денежным пособием.

Чиновники, приравненные в «Табели о рангах» к офицерам, имели право посещать театры за половину стоимости билета, а также разъезжать по городу в экипажах, запряженных парой и даже четверкой лошадей.

Однако главной привилегией чиновничества во все времена была возможность отправлять властные полномочия на свое усмотрение, в зависимости от размера подношения от просителей. Эти привилегии, а по сути – коррупция, впоследствии так крепко въелись в среду отечественных бюрократов, что сейчас это стало, пожалуй, главным тормозом всех реформ и нововведений.

Типичным явлением «присутственных мест» (так называли официальные учреждения в Российской империи) были «внештатные» чиновники, которые вовсе не получали жалованье, однако жили обеспеченно.

Старая традиция – «кормление» (государственная должность, на которой чиновник «кормился» на свое усмотрение) в бюрократическом аппарате окрепла и развилась. Коррупция среди чиновничества в ХІХ – начале ХХ вв. была столь многолика, что для обозначения преступлений, связанных с взяточничеством, в тогдашнем своде законов была целая вереница терминов: «мздоимство», «лихоимство», «вымогательство»…

 

* клиторология – инструкция под названием «Исследование о порядке царского чина, о номенклатуре и почестях, положенных каждому достоинству, составленное при христолюбивом и мудрейшем нашем императоре Льве из старинных книг о церемониях, в сентябре месяце 3 индикта (период в 15 лет – Ред.) в лето от сотворения мира 6408, Филофеем, царским протоспафарием (губернатором провинции – Ред.) и артиклином (придворным чиновником, отвечавшим за организацию царских приемов – Ред.)». Эта инструкция была одной из частей весьма объемной «Книги о церемониях византийского двора», написанной придворным в 899 году.

«Ваше сковородие» городской голова

Традиционная чиновничья иерархия в нашем Отечестве искони была сопряжена с титулами. «Табель о рангах» знала их пять: «высокопревосходительство», «превосходительство» и «высокородие» для высших сановников, «высокоблагородие» и «благородие» — для носителей чинов пониже – от 6-го до 14-го класса.

В чиновнической среде Одессы ХІХ – начала ХХ века использовался весь спектр титулования: одесские градоначальники с полномочиями губернатора нередко именовались «Ваше высокопревосходительство» (граф Ланжерон, к примеру, имел чин «генерал от инфантерии», что соответствовало второму классу «Табели о рангах»), городские головы Одессы имели, как правило, более скромные чины.

Сложные формулы титулования, принятые для местного чиновничества, в быту обычно упрощались либо игнорировались. Вместо «ваше благородие» подчиненные скороговоркой произносили «ваш-бродь», а за глаза – «ваше сковородие». Безграмотные мещане и крестьяне из близлежащих сел, не знавшие церемониальных тонкостей, предпочитали называть городских чиновников Одессы универсально — «Вашество». Как правило, простолюдины не утруждали себя громоздкими словесами: ко всякой особе, одетой почище и выглядевшей поприличнее их самих, они обращались попросту: «барин» либо «сударь».

Нынешние чиновники современной Украины, вне зависимости от занимаемой должности на шаткой иерархической лестнице, по-прежнему чувствуют себя достаточно уверенно и внутренне убеждены в своей избранности. Обращаясь к ним, говорить «барин» или даже «сударь» язык как-то не поворачивается. Впрочем, если соотнести старые чины с нынешними, то к губернатору Одесчины нам бы пришлось обращаться не иначе, как «Ваше превосходительство», а в общении с городском головой называть его «Вашим благородием». Ну, как-то так…

Чиновники размножаются… сокращением

Отличительная особенность отечественного чиновничества – безудержная тяга к умножению своей численности. До недавнего времени на государственной службе в Украине работало почти 293 тысячи государственных служащих и около 100 тысяч должностных лиц местного самоуправления — вдвое больше, чем было на закате Советского Союза.

За годы национальной независимости чиновничья рать в республиканских структурах разрослась в 1,7 раз, в муниципальных органах – в 1,6 раз. Вместе с «силовиками» число «государственных людей» в Украине перевалило за миллион! Заметим, что численность населения нашей страны за это время сократилась почти на 6 миллионов человек…

Что характерно: резкое «разбухание» чиновничества наблюдалось именно в те годы, когда власть объявляла о сокращении госаппарата. Что ж, «сокращение штатов всегда приводит к росту численности персонала», – эта бюрократическая аксиома знакома любому профессиональному «кадровику»…

Должности и оклады

В середине ХІХ — начале ХХ веков годовые оклады оклад чиновников составляли:

1-го класса – более 20 тысяч рублей серебром;

2-го класса – до 12 тысяч;

3-го класса – до 10 тысяч рублей.

В то время должности губернатора и градоначальника обычно соответствовали чину 4-го класса, вице-губернатора – 5-му классу, начальника отделения – 6-му классу, столоначальника 7-му классу «Табели о рангах». Губернатор в ту пору получал около 650 рублей в месяц (до 8 тысяч рублей в год), городской голова Одессы – около 500 рублей в месяц, а городские чиновники – от 60 до 150 рублей в месяц.

Впрочем, судить о зарплатах самых высших чиновников практически невозможно. Помимо жалованья и всяких «мундирных» существовала так называемая «аренда» — денежное пособие, которое назначал царь на определенный срок и в том размере, который сочтет нужным. «Аренда» могла многократно превышать официальную зарплату.

В начале ХХ века средняя зарплата рабочего была около 22,5 рублей в месяц, а кухарка зарабатывала всего лишь 5 рублей. Неплохо зарабатывали дворники – месячное жалование обычного дворника было 18 рублей, а старшего дворника – 40 рублей. Но следует учесть, что в начале прошлого века дворники были не просто уборщиками мусора – это был полицейский чин.

Военная служба в то время ценилась несоизмеримо выше, чем сейчас. Подпоручик (младший лейтенант) получал жалование 70 рублей в месяц, поручик (лейтенант) – 80 рублей, штабс-капитан (старший лейтенант) – 103 рубля. Старшие офицерские чины зарабатывали еще больше: подполковник получал 185 рублей в месяц, а полковник – 325 рублей.

Вот небольшой прейскурант, позволяющий расширить горизонты нашего познания об уровне жизни той эпохи:

  • кварта (1литр) молока ­ – 6 копеек,
  • электролампочка – 40 копеек;
  • аршин простого льняного полотна (около 1/2 кв.м.)  – 34 копейки;
  • аршин шелковой ткани — 2 рубля;
  • килограмм мяса – 40-50 копеек;
  • простые яловые сапоги – 3 рубля,
  • ботинки – 3 рубля,
  • драповое пальто – 15 рублей;
  • карманные часы в стальном корпусе – 6-10 рублей,
  • музыкально–звуковой аппарат акционерного общества «Граммофон» – 50 рублей;
  • американский автомобиль марки «Ford–T» — 2.500 рублей.

Одесские чиновники в «Табели о рангах»

Иосиф Дерибас, градоначальник Одессы до 1797 года. Граф, генерал-майор, затем вице-адмирал (действительный статский советник – IV класс)

Федор Пален, градоначальник Одессы в 1826 — 1828 годах, граф, тайный советник (соответствовал чину генерал-лейтенанта в «Табели о рангах»)

Алексей Левшин, градоначальник Одессы в 1831 — 1837 годах. Действительный статский советник (генерал-майор в «Табели»).

Три десятилетия пребывавший в должности городского головы Одессы легендарный Григорий Маразли в юности три года служил в канцелярии генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова (и дослужился, между прочим, с рядовой должности до чина титулярного советника). Так вот, в формулярном списке Маразли значится, что служил он все это время… без жалованья! В 1878 году, когда Григорий Маразли первый раз был избран на должность городского головы, он имел чин действительного статского советника (генерал-майор в «Табели»).

Донат САРАНА, социолог, историк

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции