Навоевавшись с МАФами, мэрия инициировала разработку стандартных моделей киосков и остановочных комплексов. Одни для центра города, другие – для окраин. Картинки с ними уже опубликованы в прессе и стали предметом споров. «Передел рынка» – кричат одни, «Одессу превращают в базар» — вторят им другие. «Одесская жизнь» обратилась к экспертам, чтобы узнать насколько обоснованы опасения одесситов.
Всего Совет по дизайну утвердил пять разных моделей сооружений киосков и остановочных комплексов. В центре города будут устанавливаться киоски «Марсель», изготовленные под металл, с имитацией ковки.
Модель «Винтаж» – оформлена в том же духе, но попроще. В спальных районах торговцам предлагают белые «коробочки» со скучным названием «Модуль». Выглядят они как типичный лоток по продаже мяса, только очень большой, до 9 квадратных метров. Еще более минималистически выглядят остановки и остановочные комплексы
Чудеса вместительности демонстрирует тип «Пассаж» — средних размеров киоск со встроенными по углам банкоматами, терминалами и холодильниками для продажи воды.
Остановки и остановочные комплексы «Отрада» – классические «стекляшки», к которым сбоку приставлен «фургончик» с туалетом, специально оборудованным для удобства инвалидов. А по соседству помещен киоск по продаже всякой снеди. Удачнее и не придумаешь… Впрочем, вполне вероятно, что внешний облик «спальников», для которых они предназначены, они уже не в силах испортить.
Главным требованием, которое предъявлялось к новым торговым павильонам, была цена. Хозяевам они обойдутся в 2-2,5 тыс. долларов, в то время как европейские аналоги стоят вчетверо дороже. Изготавливать их будут в Одессе.
Таким образом, в мэрии сделали если не все, то многое, чтобы не усложнять предпринимателям переезд в новые «формы». Также разработчики позаботились о том, чтобы новые МАФы были максимально вместительными и удобными.
И все же, некоторые люди по роду службы должны разбираться в том, что действительно хорошо и красиво. Архитектор Юлия Фролова – именно такой человек. И ей новые МАФы не очень нравятся. Но есть ли выбор?
– Любая форма коробочного типа с листовым заполнением стен является устаревшей и неэстетичной, – отмечает Юлия. – Увы, но при наших возможностях и дизайнерских идеях любые типовые павильоны будут скучны и однообразны. Да и сложно спроектировать объект, одновременно удовлетворяющий эстетические и коммерческие потребности. Новые остановочные комплексы тоже не оригинальны.
Неудобством для одесситов могут стать большие габариты киосков.
– Это может привести к определенным трудностям в передвижении пешеходов, ориентации на местности. Мы снова проектируем пространство, неудобное для пешехода и раздражающее водителя – констатирует эксперт.
К слову, по советским нормам киоски и даже небольшие телефонные будки запрещалось ставить слишком близко к перекрестку. Считалось, что едущий на скорости 60 км/ч водитель должен видеть едущего ему наперерез коллегу хотя бы за 2 секунды, чтобы иметь возможность отреагировать. И это даже при наличии светофора. У нас же некоторые перекрестки заставлены целыми заборами МАФов.
Ярчайший пример – «городок» из одиннадцати киосков на углу Дворянской и Пастера. Можно вспомнить и киоски перед «Антошкой» на Греческой, которые превратили людный тротуар в тоннель. Пожалуй, стандартизация сделает улицы города аккуратнее, но вряд ли спасет его от «бизнес-оккупации». Что радует, так это решение «туалетного вопроса». Возможно, впервые за всю историю Одессы.
Константин Емельянов, дизайнер-урбанист:
«Идея стандартизации элементов городского дизайна правильная. Речь идет о целостном облике улиц. К сожалению, городские власти взялись проектировать киоски и остановочные комплексы отдельно от всего прочего – лавочек, урн, фонарей, почтовых ящиков, газонов и других мелочей, – говорит эксперт. А правильно рассматривать все это в комплексе, с привязкой к образу города. В Европе торговлю стараются помещать внутри зданий, чтобы не засорять тротуары. У нас это пока не представляется возможным из-за слишком высокой ставки аренды».
Михаил ДЕНИСЕНКО