Когда я решил обратиться к врачу по поводу старой травмы, то набрал номер телефона регистратуры в своей поликлинике — записаться на консультацию. Я так всегда делаю. Но в этот раз мне ответили, что для обращения к врачу-специалисту, нужно вначале посетить семейного врача. И я понял, что реформа медицинской помощи до нас таки добралась.
Здесь стоит напомнить тем читателям, которые читают наше издание не регулярно, о некоторых принципах этой самой реформы.
Итак, отныне медицинская помощь делится на несколько видов: экстренная, первичная, специализированная, высокоспециализированная и паллиативная. Экстренная медпомощь – это то, что мы в обиходе называем «скорой»: набрал «103» — и экстренная медпомощь спешит к вам. В остальных случаях больной должен обратиться за первичной помощью к семейному врачу. Ни для кого не секрет, что в семейных врачей сейчас перепрофилируют большинство участковых терапевтов. По задумке авторов реформы, семейный врач должен разбираться с большинством хворей граждан и лишь когда заболевание требует вмешательства врача-специалиста, направлять больного к нему. Если и тот больному помочь не может, то тогда добро пожаловать в лапы светил высокоспециализированной медпомощи. Они и обследуют всесторонне и, если надо, прооперируют в клинике. Безнадежно больным гражданам призвана помочь паллиативная медицина. В идеале – это чистый и светлый хоспис с добрыми и заботливыми сиделками.
Вооруженный пониманием системных изменений в нашей медицине, я явился в свою районную поликлинику. Нужно сказать, что это заведение я не посещал уже лет пять и не нашел здесь внешних изменений. Поэтому я привычно подошел к окну регистратуры и изложил свое дело. А там мне разъяснили, что, оказывается, еще летом поликлиника была перепрофилирована в два центра: первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП) и консультативный центр, в котором ведут прием врачи-специалисты. Запись к семейному врачу — в регистратуре ЦПМСП на первом этаже, запись к специалистам — на четвертом.
Как известно, многие граждане сами знают, какой им врач нужен: болит нога – идут к хирургу, болит глаз – к окулисту. Поэтому неудивительно, что большинство посетителей валом шли на четвертый этаж, куда можно добраться лифтом или по лестнице. Из двух лифтов работал, конечно же, только тот, который перевозит не больше трех человек. Учитывая, что большинство посетителей являются людьми в возрасте, очередь у лифта была немалая. Пациенты поздоровее предпочитали подыматься по лестнице. На пути им на глаза попадался бюллетень с заголовком, предвещающим то, что их ждет на четвертом этаже: «Обережно – сказ!».
В день моего посещения к каждому из двух окон регистратуры, где производилась запись на прием к специалистам, толпилось десятка по полтора людей. Многие лишь в процессе стояния в очереди узнавали о новом порядке обращения к врачам, а также о том, что запись к специалистам производится при наличии амбулаторной карты, которую оформляют в третьем окне, расположенном в стороне. К нему тоже выстроилось человек десять. Сам же бланк карты можно было приобрести за пять гривен в киоске на… первом этаже.
Естественно, люди нервничали. Некоторые свое раздражение выплескивали на соседей по очереди и медперсонал, нехорошо поминая при этом многих известных людей. Людей можно понять: в основном это пожилые люди, которых мучат их недуги. Им не нужны перемены. Они хотят попасть на прием к врачу, как делали всегда, и побыстрее. А тут шум, гам и нервы…
Однако, в любой системе, как известно, есть слабые места. В нашей системе медицинской помощи – это недофинансирование. Поэтому в медучреждениях принимали и продолжают принимать благотворительные взносы. За символический взнос, эквивалентный стоимости бланка амбулаторной карты, к специалисту мне удалось записаться без всяких бланков. Так что, в целом, ничего страшного медновшества людям не несут.
Кохаймося далі!
Как пережить эпоху медреформы?
Когда подобные перемены произойдут в поликлинике, где вы наблюдаетесь, нужно понимать, что:
1) поликлиники в привычном понимании больше нет;
2) есть два различных учреждения, в каждом из которых свой учет больных и свои медкарты: центр первичной медицинской помощи и консультативный центр по оказанию специализированной медпомощи;
3) в большинстве случаев получение медпомощи начинается с обращения к семейному врачу в ЦПМСП;
4) к врачу – специалисту и на не исследования направляет семейный врач;
5) медперсонал – не враг, а такой же заложник ситуации, как и больные.
Это хорошо, если семейные и специалисты в одном здании находятся.
Ага, если находятся…
Довелось недавно присутствовать при одной ситуации, когда находившийся в командировке мужчина с температурой мотался по поликлиникам. Его как футбольный мяч отправляли то в одно место, то в другое. Еще и денег везде просили на всякие нужды и плюс за то, что он не прописан. Он так кричал и возмущался!Достали видать его. Сорвался и орал на всех врачей, рассказывая всей поликлинике свою историю. Вспоминая добрым словом наше государство.