Новости Одессы и Одесской области

Медовый Спас. Кому мед, кому Крест Господень

14 августа православные празднуют медовый СпасАвгуст ― месяц трех Господних праздников для православных христиан. Первый из них ― Праздник изнесения (происхождения) Честных Древ Животворящего Креста, а попросту Спас ― отмечают 14 августа (Спас – сокращенная форма от слова Спаситель – Иисус Христос). Прихожане в этот день приносят на освящение мед и мак, урожай которых к этому времени уже поспел, вспоминают ветхозаветных мучеников, крестную жертву Господа Иисуса Христа. В преддверии праздника «Одесская жизнь» выясняла, какова религиозная суть торжества Спаса и откуда в нем отголоски язычества. А чтобы избавить наших читателей от путаницы в названиях, мы растолкуем все народные и церковные «имена» Праздника Спаса.

Название первое. Изнесение Честных Древ

Церковь называет этот день Праздником изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Он был установлен в честь побед князя Андрея Боголюбского над болгарами и царя Мануила над сарацинами.

Находясь в разных местах, но в один и тот же день, одинаково уповая на Господа, они победили своих врагов, проведя много времени в молитвах перед иконой Пресвятой Богородицы с Младенцем и Животворящим крестом, взятыми в военный поход. Согласно церковному преданию, оба военачальника в своих битвах в тот день получили знамение от Пресвятой Богородицы и Богомладенца.

С тех пор в память о победах над врагами Православная Церковь износит Честные Древа для поклонения, а сам Крест Христов в этот день символизирует победу жизни над смертью в вечной битве человечества со злом.

Было в церковной истории время, когда Честные Древа износились с целью отвращения болезней, которые бушевали в конце лета в Константинополе из-за сильной жары. Тогда Древо Креста носили улицами города до самого дня Успения Пресвятой Богородицы.

Название второе. Медовый Спас

Первый Спас в народе принято называть Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. По традиции, разрешалось есть освященный Церковью мед именно с этого дня.

Пчеловоды выбирали самый богатый по медовому запасу улей, «выламывали» из него соты и несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы. Часть освященного меда передавалась тут же «нищей братии», а часть возвращалась на пасеку, где продолжалось празднование и угощение.

Название третье. Спас на воде

Спасом на воде или Мокрым Спасом Праздник назван в честь малого водосвятия (освящения воды в любой день и праздник, кроме дня накануне Богоявления и самого дня Богоявления). Церковь в этот день также вспоминает о Крещении Киевской Руси.

Традиционно именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоемы и родники для освящения воды. После крестного хода купались сами и купали домашний скот, а вот со следующего дня все купания прекращались ― близилась осень.

Название четвертое/пятое. Кому Маккавеев, кому Маковей

14 августа день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, пострадавших за веру в 166 году до Рождества Христова (одного за другим на глазах их матери Соломонии сирийский царь Антиох Епифан пытал их до смерти, но ни один из братьев-мучеников не отвернулся от Христа в сторону язычества). Отсюда и одно из названий Первого Спаса. Однако на Руси христианские обычаи наложились на дохристианские (языческие) обряды проводов лета и сбора урожая ― меда и мака ― отсюда и Маковей (мак веять). Отметим, что слово «маккавеи» и с арамейского («makkaba»), и с еврейского («makkevet») переводится как «молот», «оружие против врагов». С русским «веять мак» это слово просто созвучно, но в народном сознании память мучеников Маккавеев прочно связалось с освящением мака и приготовлением блюд из него. Это случайное созвучие внесло некую путаницу в понимание названия.

Как и куличи на Пасху, мед и рулеты с маком на Медовый Спас становятся «главными героями» торжества. И лишь немногие понимают, что центр праздника ― это Крест Господень, символизирующий всеобъемлющую любовь Иисуса Христа к нам, Его жертвенность и победу жизни над смертью. В этот день следует преклонять колени перед изнесенным Крестом, молиться Господу и просить заступничества мучеников Маккавеев.

А как же мед?
Клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Андрей Стоянов
― Нужно помнить, что в этот день в церковь идут не «мед святить», а преклониться перед Крестом Господним, перед Крестной жертвой Иисуса Христа, страдавшего за нас и победившего смерть. А мед ― это наша милостыня, наша благодарность за полученный урожай.
Эти дары (о чем часто забывают) следует оставить в храме или самостоятельно отдать нуждающимся. 

В этом можно усмотреть отголоски старых дохристианских верований славян. В Восточной Церкви традиции, существовавшие еще до князя Владимира, накладываются на принесенную им на Русь христианскую традицию. Это произошло по той причине, что Восточная Церковь не насаждала насильно христианскую веру, не истребляла старые традиции путем гонений, как было в Западной Церкви. Поэтому сегодня в наших храмах освящают мед и яблоки.

Приметы на Спас

Со Спаса начинаются проводы лета: отцветают розы, отмечается отлет первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня судят о том, каков будет Третий Спас. В народе говорили: «На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь».

На Маккавеев собирают мак: в это время уже полностью созревают маковые «коробочки». Если на Маккавеев идет дождь, то остаток августа обойдется без пожаров. К Спасу все поспело, все созрело. После Мокрого Спаса лето клонится к закату, вода «цветет», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва.

Поговорки

Петровка – голодовка, а Спасовка – лакомка.
У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье.
Первый Спас ― первый сев.
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать.
Спасов день покажет, чья лошадка обскачет.
С первого Спаса и роса хороша.
На первый Спас олень копыто обмочил (вода начинает остывать).
Первый Спас ― на воде стоять, второй Спас ― яблоки едят, третий Спас ― на зеленых горах холсты продавать.
На первый Спас и нищий медку попробует.

Анна Мячина

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции