Новости Одессы и Одесской области

Первомай: День пролетарского суслика

День пролетарского сусликаПервомай – время весеннего обострения для больных ностальгией по СССР. «Хочется идти, приветствовать, рапортовать…», — почти по Маяковскому. В памяти – прямо «Этюд в багровых тонах» какой-то: Красная площадь, красные флаги, красные лица…

Хочется красненького? Нет проблем! Вот свидетельства той героической эпохи.

  Красные флаги, красные лица

Столичная площадь запружена 100-тысячной толпой рабочих. Над колоннами демонстрантов – красные знамена и транспаранты. Всюду улыбки на лицах и красные флажки в руках. На трибуну поднимается лидер рабочей партии. Свою эмоциональную речь, неоднократно прерываемую аплодисментами, он заканчивает лозунгом: «Почитайте труд и уважайте рабочего!». Речь оратора встречена долго не стихающей овацией…

Время действия – 1 мая 1933 года, «День национального труда». Место – Германия. Оратор на трибуне – Адольф Гитлер….

На следующий день профсоюзы в Германии были запрещены, их руководители арестованы. Однако первомайские демонстрации в Третьем рейхе продолжались еще не один год, прекрасно обходясь и без профсоюзов…

Историческая параллель к приведенному эпизоду – праздничная демонстрация в Москве по случаю того же 1-го мая 1933 года. Все как положено: военный парад, демонстрация, флажки, транспаранты. И, среди всех прочих, лозунг: «Нерушимый союз рабочего класса и трудового крестьянства!» В это время в украинских селах и кубанских станицах счет умершим от голода крестьянам идет уже на миллионы, в стране процветает каннибализм и трупоедство. Однако первомайский праздник идет своим чередом: красные флаги, красные лица…

Трогательные картины единения народа с преступными режимами под гул первомайских демонстраций – жесточайшая профанация «Праздника международной солидарности трудящихся», даты, задуманной как веха борьбы наемных тружеников против произвола работодателей и несовершенного трудового законодательства тогдашних государств.

День пролетарского сусликаНаглядное подтверждение этому – исторический советский указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» от 26 июня 1940 года. (К сведению публики: Сталинская конституция 1936 года гарантировала трудящимся 7-часовой рабочий день!) Если читатели не в курсе, напомним: по этому указу уйти с завода или фабрики нельзя, рабочие приписаны к заводу, как крепостные екатерининских времен к земле. Никаких выходных нет и в помине. За прогул – лагерный срок, а прогул – это опоздание на работу свыше 20 минут. Сломался, к примеру, автобус по дороге на работу – и все, Колыма!

  День анархического протеста

На самом деле, Первомай в исторической ретроспективе – это день анархистов. На исходе XIX века, 1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. По инициативе анархистской организации «Орден рыцарей труда» в Чикаго остановились все предприятия, на улицы вышли около 50 тысяч рабочих. 4 мая под конец митинга на Хеймаркет-сквер в рядах стражей порядка взорвалось взрывное устройство, в результате чего был убит один и смертельно ранены пять полицейских. В ответ полиция открыла огонь по безоружным демонстрантам, что повлекло за собой новые жертвы. Власти арестовали восьмерых лидеров анархистского профсоюзного движения, четверо из них были приговорены к смертной казни (они вошли в историю как чикагские мученики). В декабре 1888 года в Сент-Луисе съезд Американской День пролетарского сусликаФедерации Труда решил назначить 1 мая днем общенациональных выступлений за права рабочих. В июле 1889 года, вслед за американскими профсоюзами, конгресс ІІ Интернационала постановил праздновать 1 мая как день солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями. И уже 1 мая 1890 года по Европе прошла волна многотысячных митингов и столкновений с полицией, а анархисты Испании встретили этот день всеобщей стачкой.

Поскольку очень скоро восьмичасовой рабочий день и пакет социальных гарантий стали нормой жизни рабочих Запада, из праздника трудящихся Первомай в Европе и Америке очень скоро превратился в ритуал профсоюзов и политических экстремистов. Анархисты, по вине которых день вошел в историю, повторяют вслед за Нестором Махно, что «в день 1-го мая нет и не может быть праздника», и традиционно отмечают этот день акциями протеста.

  Европейский транзит

Дата 1-го мая интересна для нас и как американский «День лояльности». В 1947 году, с началом холодной войны, организация «Ветераны Иностранных войн» Америки переименовала праздник Первого мая в «День верности», что позже было поддержано Конгрессом Соединенных Штатов. Этот день должен был стать символом верности американцев своей стране и днем проверки «на лояльность» американских коммунистов и прочих представителей «левых взглядов», считавшихся тайными агентами СССР (их называли «людьми с двойной лояльностью» — ну чем не синоним нашей, ориентированной на северо-восток, «пятой колонне» в Украине?)

Вряд ли поклонники советских первомайских демонстраций знают, что их многолюдные сборища – всего лишь отголосок весенних языческих празднеств, приходящихся как раз на первые числа мая. У большинства европейских народов май связывают с именем римской богини Майи, которой этот месяц был посвящен. В первый день мая римляне издавна исполняли обряд, известный всем европейским народам: рано утром выходили в поле с музыкой собирать зеленые ветки, которыми потом украшали двери своих родственников и знакомых. В село (или город) вносили зеленое «майское» дерево, символизирующее приход лета.День пролетарского суслика

Первомай — День начала весеннего сева — праздновался в западной Европе давно и повсеместно. На Британских островах, где первомайские торжества узаконены государством, 1-го мая отмечают Белтейн – древний кельтский праздник огня, главной особенностью которого было разжигание огромных костров. В Сицилии все, от мала до велика, в первомайские дни собирают луговые желтые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье. В Испании Первое мая – День всех цветов, которые распускаются к этому времени, во Франции – День ландыша.

  Из Канады с приветом

Современный мир, где из года в год все большая доля богатств создается интеллектуальным трудом, давно оставил в прошлом ретроградные празднества «рабочей солидарности». У планеты сегодня другие интересы и заботы: 1-е мая – это всемирный День памяти умерших от СПИДа, в США это — день детского здравоохранения, в Литве – День матери, в южной Корее – день рождения Будды…

Есть, кстати, в этом перечне и повод для глубокомысленных сравнений. В канадской провинции Саскачеван первое мая – это День суслика. Помните прекрасную американскую комедию «День сурка», в котором главный герой застрял во времени, бесконечно проживая вновь и вновь один и тот же наскучивший день? Не напоминают ли вам наши коммунистические праздники этакий «день пролетарского сурка», вращающийся по нескончаемому порочному кругу?

Майские каникулы

Понятие «маевка», вроде бы исконно революционное, на самом деле попало в лексикон экстремистских политиков из обыденности. Первое День пролетарского сусликамая издавна известно как школьный праздник (сродни весенним каникулам) в Литве и Польше, называемый «маевкой». В Украине со времен Речи Посполитой на первые числа мая приходились традиционные весенние гуляния молодежи, посвященные началу летней поры. В Киеве, например, с эпохи средневековья студенты в первый день мая выезжали, как мы бы теперь выразились, на пикник на гору Глыбочицу.

Первомай – дополнительное подтверждение общеизвестного факта: у советских, по Маяковскому, «собственная гордость». Причем не только гордость, но и календарь. В начале 30-х годов пролетарские вожди решили перекроить всемирный календарь, взяв за точку отсчета Октябрьский переворот — долго потом, аж до развала Советского Союза, на листках календаря писали «Такой-то год Великой Октябрьской Социалистической революции». Подход был прост, как гвоздь: все недели, без исключения, имели по 6 дней (помните «шестидневку» в фильме «Волга-Волга»?), каждый месяц – строго 30 дней. Годовой остаток в 5 (6) дней представлял собой своеобразные «каникулы». Два дня из этих каникул – первомайские праздники, «Дни труда». С тех самых пор День международной солидарности трудящихся не умещается в один день, а занимает День пролетарского сусликацелых два, на удивление всему цивилизованному миру. К слову сказать, кроме наследников СССР, первомайское удовольствие растягивают на два дня только такие «передовики цивилизации», как Антигуа, Монсеррат и Сет-Кристофер. Ну что ж, и в этом мы тоже «впереди планеты всей»!

Красная Пасха

С религией связано календарное соседство Первомая с Вальпургиевой ночью. Этот сюжет, вероятно, известен просвещенным читателям по первой части «Фауста» Гете: ведьмы в канун первого мая слетаются на шабаш на гору Броккен для поклонения Князю тьмы. Вот как об этом повествует календарь «Православие день за днем»: «Первое мая есть ни что иное, как пережиток Вальпургиевой ночи, когда ведьмы, празднуя свою солидарность, пели и плясали на горе Броккенберг, поклонялись дьяволу, устраивали оргии и посвящали дьяволу краденых младенцев». Интересная трактовка Дня пролетарской солидарности, не правда ли? Особенно в свете большевистских лозунгов о том, что Первое мая – это, мол, «Красная Пасха».

Донат Сарана, историк, социолог

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
вася сарана
вася сарана
10 лет назад

На то он и Донат Срана, что политолог сраный.Брызжет слюной в своей бессильной злобе. Однако всему свое время,каждый огребет свое.

Х
Х
10 лет назад

У вас на Украине правящая хунта всё перевернула через ж…пу. Надеемся, что вся эта мразь скоро будет висеть на Майдане вниз головой…

Петя
Петя
10 лет назад

Автор, видимо, закончил Кишиневский пединститут. В Кишиневе кроме такого дерьма ничего не пишут с 1989 года.

Александр, историк и географ из
Александр, историк и географ из
10 лет назад

Праздник 1 мая введен в Российской империи Указом Их Императорского Величества Петра I. Когда русский царь Петр гостил в Южной Германии, ему очень понравился южно-немецкий (!) национальный Праздник 1 мая.

Согласно традиции, в ночь на 1 мая влюбленный немецкий юноша забирался на крышу дома своей возлюбленной и привязывал на коньке зеленую елочку, срубленную в горном лесу.

Поутру девушки выбегали из родительского дома посмотреть — нет ли елочки на крыше, и сколько их — елочек. Наибольшее число елочек — достойнее будущая невеста. А если нет — слезы в подушку… И — ждать следующего 1 мая, — вдруг кто полюбит?

1 мая в Южной Германии открывался сезон свадеб. По этому случаю на улицы городов и селений каждый хозяин выносил стол, а хозяйка выставляла закуски, лакомства и домашние пиво и вино.

Празднично одетые горожане гуляли, пели, пили, веселились и угощались с выставленных на улице столов. Играли многочисленные самодеятельные оркестры (иногда 3-5 человек). Пришла весна и тепло — и всем было хорошо и весело. Праздник продолжался за городскими стенами где-нибудь на лесной поляне и на горном лугу.

И, конечно, начиная с 1 мая по всей Южной Германии шумели свадьбы, к которым готовились загодя.

А к счастливым немецким девушкам, над крышей дома которых появлялась заветная зеленая елочка, засылали сватов, — чтобы сыграть свадьбу на следуюший год в мае.

Указом Петра I старинный немецкий обычай был законодательно закреплен в русском календаре. Подданным Российской Империи разрешалось в этот день не работать, выезжать за город и праздновать приход весны доступным кошельку способом.

Как грустно заметил в начале 19 века русский публицист: «…этот замечательный старинный немецкий обычай превратился на русской почве в обычные для нас безудержное пьянство и мордобой…» Официально до 1944 года в Европе Праздник 1 мая празновался в Сталинском СССР и — с 1933 года — в Третьем Германском Рейхе. Указ о введении официально нового Общегерманского праздника подписал Адольф Гитлер.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции