Недавно в редакции было решено посетить места бывших крупных предприятий Одессы и рассказать, что там теперь находится. Мы подготовили о них целую серию публикаций. О судьбе здания Одесского холодильника на улице Старопортофранковской, где раньше выпускали одесское мороженое, газета уже рассказывала. Сегодня речь пойдет о литейном заводе «Центролит» — одном из наиболее удаленных от центра города предприятий, некогда известном не только в Советском Союзе, но и за рубежом.
Как доехать?
Завод находится в когда-то промышленной зоне, а теперь пустующей зоне на 21-м километре Старокиевской дороги. Маршрутки №145 и 146 туда не ходят – возить некого. Их вездесущие шоферы почему-то предлагают пересаживаться на пригородную маршрутку, курсирующую через село Свердлово, но слушать их не надо. Все значительно проще.
«Центролит» — одесский завод и находится в Суворовском районе на поселке Котовского. От Пересыпского моста можно ехать трамваем №7 до Лузановки, а затем трамваем №1 до пункта назначения, но тут есть одна загвоздка.
Две из трех проходных на завод закрыты, а потому, доехав до конечной трамвайной остановки «Центролит», придется возвращаться назад на две остановки. На трамвайных табличках там тоже написано «Центролит», но пассажиры на них не обращают внимания, зная, что там поликлиника и школа милиции.
Немного из прошлого…
— В 1962 году Верховный Совет Украины выделил землю под строительство завода «Центролит», и он был построен в 1967 году, — рассказал директор нынешнего ОАО «Центролит» Федор Планов. — Тогда был запущен первый цех мелкого чугунного литья. Цех крупного чугунного литья строился позже.
По словам Федора Алексеевича, завод славился крупным и мелким чугунным и стальным литьем. Из цветных металлов плавили только алюминий для мелких изделий, используемых для нужд самого завода. Плавильная печь для алюминия стояла в подсобном цеху.
Работники ремонтно-механического цеха вспоминают, что в 1988 году коллектив предприятия насчитывал около пяти тысяч человек. Работали в три смены, так как по технологии литейного производства плавильные печи должны работать в бесперебойном режиме. Как только печи остановили, они прекратили свое существование.
Социальный пакет, как принято сейчас говорить, был довольно значимым. Помимо хороших заработков, сотрудники завода получали медицинское обслуживание и путевки в здравницы. Доставку на работу и с работы осуществляли служебные автобусы.
Завод занимался жилищным строительством, и люди получали новые квартиры. На маршруте трамвая №1 есть даже остановка с названием: «Дома «Центролита». Старожилы говорят, что это массив пятиэтажек, построенных полсотни лет тому назад.
Точную площадь заводской территории мне никто не назвал, но навскидку осмелюсь предположить, что это не один десяток гектаров земли. Местами она поросла густой растительностью: деревьями, кустарниками и высокими сорняками. Буйная трава ковром пробилась через трещины в асфальте. Главная аллея, ведущая к административному корпусу и проходной, абсолютно пустынна.
Еще одна проходная на завод находится возле поликлиники №28 Суворовского района. Там есть помещение для охранника, но достучаться до него мне не удалось. Говорят, женщина-охранница ушла осматривать территорию. Человек, вышедший из поликлиники, и видя, как я фотографирую завод, пошутил:
— Признайтесь, хотите купить?
Стоит ли ждать перемен?
— Завод проходит стадию санации, — сказал директор ОАО «Центролит» Федор Планов. – Какая-то ясность будет в конце сентября, а в настоящее время у нас работают арендаторы.
По словам директора, в штате ОАО всего двенадцать человек.
За комментариями о ситуации на этом предприятии я обратилась и к директору департамента экономического развития и торговли Одесской облгосадминистрации Олегу Муратову.
— В советское время главное было произвести, теперь главное – продать, — сказал он. — Территория «Центролита» фактически пустует. Сегодня существует ОАО «Центролит», но около 70% акций находится в государственной собственности. Цеха сдаются в аренду под складские помещения и под малый бизнес. Таких больших предприятий, как были когда-то, уже не будет. Изменился уровень автоматизации производства, у потребителя изменились требования к продукции. Судьба предприятия во многом зависит от собственника. Те предприятия, которые обновляли свое оборудование, выжили. Те, которые не обновляли, умерли, и это, в основном, касается крупных государственных предприятий.
Поддерживаю и приветствую решение редакции рассказать читателям об исчезнувших одесских производствах, составлявших когда-то честь и гордость Одессы.
Несколько слов о Центролите. Мне довелось участвовать в его строительстве. В 1970 году рядом с цехом мелкого чугунного литья, упомянутым в статье, строился цех крупного литья. Несколько студентов холодильного института были направлены на эту стройку. Мы выполняли разные трудоёмкие работы вместе с админзаключёнными ЛТП, расположенном тогда неподалёку. С алкашами, короче. И за тяжёлый труд нам заплатили по самой минимальной тарифной ставке 1 разряда, чтобы не закрывать отдельный наряд. Это было не так уж и плохо, так как тем летом в Одессе была холера, и с пляжей всех прогоняла милиция.
Юра Печерский угробил Центролит как и Одесский автосборочный.
«Судьба предприятия во многом зависит от собственника. Те предприятия, которые обновляли свое оборудование, выжили. Те, которые не обновляли, умерли, и это, в основном, касается крупных государственных предприятий.»
Слова Муратова балабольство.
В Одессе много заброшенный дом и завод…вот так уроды депутаты..
В ЦМЧЛ была опробована успешно новая вагранка на базе новейших контрольно-измерительных приборов и автоматики.Спасибо архитектору перестройки -всё развалили.