Мы продолжаем рассказ о том, какое влияние на жизнь Одессы в свое время оказали немцы. Мы говорили о развитии немецкой промышленности на территории города. А сейчас уделим внимание одесской архитектуре и различным достопримечательностям, которые появились в Южной Пальмире благодаря представителям немецкой национальности.
В 1804 году была поселена фактически на городской земле (хоть и находилась от Одессы в 12 верстах) одна из землеобрабатывающих немецких колоний Люстдорф (ныне – поселок Черноморка). Первое название этой колонии – Кейзерсгейм – не прижилось. Жители Люстдорфа занимались виноградорством, виноделием, рыболовством и разведением огородных культур. Как подчеркивает одесский краевед В.Н.Василенко, «Благодаря применению интенсивных методов ведения сельского хозяйства, в том числе земледельческой техники, а также благоприятному географическому положению, уже на рубеже XIX-XX веков Люстдорф стал экономически процветающим селом, известным морским курортом».
Всего же, несмотря на начавшуюся после окончания Гражданской войны эмиграцию немецких колонистов в США и Канаду, а также репрессии большевистского режима в 1920-1930 годах, на территории нынешней Одесской области к 1940 году находилось порядка пяти сотен немецких сельскохозяйственных колоний, таких, как Гросслибенталь (основана в 1803 году, ныне – Великодолинское), Кляйнлибенталь (1804 год, ныне – Малодолинское), Фриденталь (1808 год, ныне – Мирное), Францфельд (1808 год, ныне – Надлиманское)… Их жители, отличные аграрии, производили разнообразную сельскохозяйственную продукцию самого высокого качества.
…Неизменное внимание гостей Одессы привлекает величественная лютеранская церковь Св.Павла, которую одесситы многих поколений называют «Кирха». Она была построена в стиле неоготики по проекту немецкого архитектора Шойрембрандта и освящена в 1897 году. На месте первой кирхи, сооруженной по проекту архитектора Франца Боффо в 1828 году и за 70 лет значительно обветшавшей. Квартал же, в котором находилась та, первая, лютеранская церковь, назывался тогда Немецкой площадью.
К строительству нового здания Кирхи, вместимость которой составила 1,2 тысячи верующих, прихожане отнеслись со всей ответственностью. Достаточно сказать, что при устройстве ее кровли была использована черепица трех видов, доставленная из Марселя. И это при том, что немецкие переселенцы успешно освоили в Одессе собственное черепичное производство.
С Одесской Кирхой тесно связано имя отца великого пианиста Святослава Рихтера – Теофила Даниловича. Он преподавал в Одесской консерватории и служил органистом в Кирхе. В 1926 году под давлением властей он вынужден был прекратить работу в Кирхе (мол, служитель культа не может работать преподавателем) и перешел в оркестр оперного театра. В августе 1941 года по ложному обвинению («немецкий шпион») он был арестован и вскоре расстрелян в застенках НКВД. Место его захоронения никто не знает. Одесситы помнят адрес, где перед войной проживала семья этих выдающихся немцев: улица Нежинская, 32. Портрет Теофила Рихтера висит в «пасторском доме» над портативным органом. А на стене «пасторского дома» – мемориальная доска памяти величайшего пианиста современности Святослава Рихтера, привезенного в Одессу в младенческом возрасте. Доска была установлена на средства общественной организации «Миссия Давида Ойстраха и Святослава Рихтера».
…После II мировой вофйны в помещении Кирхи располагались то библиотека, то спортивный зал, то телецентр… Несколько пожаров превратили этот великолепный памятник архитектуры в руины. Особенно разрушительным был последний пожар 1976 года, вспыхнувший, по весьма странному совпадению, в ночь с 8 на 9 мая. Потом предпринимались неоднократные попытки снести сохранившийся остов, но одесская общественность (особенно студенты и преподаватели консерватории) стояла, что называется, насмерть. К сожалению, сегодня уже нельзя заглянуть в честные глаза одного из одесских архитекторов, который на страницах областной газеты «Знамя коммунизма» не постеснялся утверждать, что Кирха вовсе не является памятником архитектуры.
Но историческая правда восторжествовала! После 5 лет реставрационных работ при активном участии лютеранской церкви Германии и Одесской немецкой общины, 16 апреля 2010 года, впервые за 80 лет в возрождённой Кирхе прошла первая служба и зазвучала органная музыка.
…В августе 1889 года на углу улиц Преображенской и Садовой, в только что отстроенном (по проекту одесского немца Эдуарда Меснера для другого немца-одессита Бернгарда Либмана) четырехэтажном здании с прекрасной мансардой, открылась кофейня. Она сразу стала популярной благодаря удивительным кондитерским изделиям. Хозяин «новостройки» — известный в Одессе великолепный кондитер. Он «выкупил под снос» находящееся на этом месте совершенно ветхое здание, в котором долгое время находилась гауптвахта. Так город получил еще один выдающийся памятник архитектуры, которым можно было бы полюбоваться и сегодня, если бы нынешние хозяева здания бесконечно откладываемой реставрацией не довели его, что называется, «до ручки». Но память связывает этот дом и с печальным событием: в декабре 1905 года группа анархистов-коммунистов (так они себя сами называли) устроили в кондитерской террористический акт. В результате взрыва мощной бомбы десятки посетителей кондитерской были убиты и ранены. К сожалению, наш город имел славу одного из центров террора во время революции 1905 года.
…Помечтав о великолепных пирожных, буквально таявших во рту, которыми лет 120 назад можно было полакомиться в кафе-кондитерской Либмана, мы перейдем на Соборную площадь. Здесь остановимся у величественного памятника одному из самых почитаемых граждан – губернатору Новороссийского края Михаилу Воронцову. И здесь не обошлось без немцев! Проект памятника был заказан мюнхенскому скульптору Фридриху Бруггеру. Его творчество было известно во многих странах Европы, в том числе и в России. Бруггер принимал участие в работах по установлению памятника Воронцову на Соборной площади, присутствовал на его открытии. Архитектор – Франц Боффо. Все бронзовые части были заказаны в Германии, где работы велись под наблюдением русского посланника в Мюнхене тайного советника Северина. Статую Бруггер выполнял, ориентируясь на известный портрет Воронцова работы прусского художника Франца Крюгера. Он написал портрет Воронцова в 1853 году. Это, кстати, самое позднее по времени изображение светлейшего князя. Современники отмечали поразительное сходство, которого добился скульптор.
Ришельевский лицей и дом с атлантами
…Атланты, которые держат на своих могучих плечах земной шар и являются одним из символов нашего города, — деталь замечательного архитектурного шедевра архитектора Льва Влодека. Это дом №7 по улице Надеждинской (ныне – улица Гоголя), построенный в 1899 году. Хозяева дома – немецкая семья Почетного гражданина Одессы, основателя выдающегося заповедника Аскания-Нова Фридриха Фальц-Фейна. Большую часть времени семья проводила в Херсонской губернии. Во время пребывания в Одессе жила в собственном особняке под №5 – рядом с «домом с атлантами», а последний постоянно сдавала внаем. Эти два здания представляют собой прекрасный архитектурный ансамбль, а мемориальная доска, установленная на доме №7, напоминает нам еще об одной немецкой фамилии, оставившей добрую память у одесситов. В советское время в доме №5 некоторое время находился клуб водников (в будущем он будет называться Портклубом и переселится на Ланжероновский спуск). До недавнего времени на фасаде висела мемориальная доска, посвященная выступлению перед водниками в 1922 году Михаила Калинина, «всесоюзного старосты».
…Хорошо известен в городе комплекс зданий, выходящих фасадами на три центральные улицы – Дерибасовскую, Екатерининскую и Ланжероновскую. И сегодня старые одесситы называют его «домом Вагнера» — в честь хозяина-немца Вильгельма Вагнера, владельца первого в Одессе универсального магазина. Он выкупил его сразу после переселения Ришельевского лицея, занимавшего два здания: №17 по улице Ланжероновской и №16 по Дерибасовской. Лицей же разместился в доме №2 по улице Дворянской и получил статус университета. А новый владелец комплекса пристроил к лицейским зданиям длиннющий дом под №14 (на весь квартал) по Екатерининской, сделав его П-образным. И запомним: знаменитый Ришельевский лицей никогда не находился в доме Вагнера – это предприимчивый немец занял рассматриваемые строения после переезда из них лицея…
Анатолий ГОРБАТЮК.