…Одесский бизнесмен и лидер партии «Родина» Игорь Марков решил вложить собственные средства в установку памятника знаменитому актеру, поэту и барду Владимиру Высоцкому. Предполагаемое место установки – у входа в Одесскую киностудию. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника и создана конкурсная комиссия. Сразу же раздались голоса: «Пиарится Марков накануне выборов в Верховную Раду!..». Не будучи сторонником ни Маркова, ни возглавляемой им партии, я подумал: «Побольше бы таких пиар-акций, от которых в выигрыше остается Одесса!». Дальнейшее развитие событий показало, что конкурсная комиссия приняла решение, вызвавшее далеко не однозначную реакцию небезразличных одесситов. И не только одесситов…
Что-то очень не везет в последнее время нашему городу в устройстве достойных ее облика памятников. «Последнее время» — это лет сто «с хвостиком». Единственное светлое пятно в указанный временной отрезок – возрождение монумента Екатерине II, стыдливо называемого недолгое время памятником основателям Одессы, дабы не травмировать предыдущего президента. Все остальное, созданное в городе под видом памятников, на мой взгляд, ничего общего с его архитектурным обликом не имеет и на определение «le monument» (монумент) просто не тянет. Неужели одесские скульпторы решили взять, вопреки известной поговорке, не умением, а числом? Где столь желанная преемственность через поколения?..
К огромному сожалению, чтобы пересчитать истинные городские памятники, те, которые вызывают гордость одессита, хватит пальцев одной руки. Не поленюсь их назвать: памятник незабвенному и неповторимому первому одесскому градоначальнику и управляющему Новороссийским краем Арману-Эммануилу де Ришелье (1828 год, скульптор И. Мартос); памятник губернатору Новороссийского края Михаилу Воронцову (1863 год, скульптор Ф. Бруггер); памятник поэту Александру Пушкину (1889 год, скульпторы Ж. Полонская и А. Реутов); памятник царю-освободителю Александру II («Александрийская колонна», 1891 год, скульптор Н. Баринов). Конечно, нельзя не вспомнить памятник Неизвестному матросу и пушку на Приморском бульваре, памятники Кобзарю и погибшим портовикам… Только это уже памятники, так сказать, без искры Божьей, как и многие другие, некоторые из которых и называть не хочется. Всего же по Реестру их в городе насчитывается 148.
Кстати, мог появиться и 149-й, согласно принятому, но, вроде бы, забытому решению постоянной комиссии по охране объектов культурного наследия Одессы о сооружении памятника российскому полководцу Александру Суворову. Безусловно, Александр Васильевич является выдающимся военачальником, только вот его отношение к основанию Одессы является весьма и весьма символическим. Что же касается высказываний председателя указанной комиссии Станислава Шнайдера, что «Суворов многое сделал для Одессы» и «Именно он был одним из тех, кто повлиял на императрицу Екатерину II при выборе места для строительства будущего города-порта Одессы», следует отнести их к изучению истории нашего города по материалам, изданным в советское время. В них имена «иностранцев» де Рибаса и де Волана – истинных основателей и первостроителей Одессы – умышленно замалчивались, а их несомненные заслуги приписывались Суворову.
Но вернемся к памятнику Владимиру Высоцкому. Вернее, к его проекту, выигравшему конкурс (скульптор А.Князик, архитектор В.Глазырин) и так возбудившему общественность. А, как мудро заметил император Наполеон I, «Последнее слово всегда остается за общественным мнением»…
…Появившийся в октябре 1985 года памятник работы скульптора А.Рукавишникова на могиле Высоцкого на Ваганьковском кладбище (чем-то он, кстати, напоминает предлагаемый одесский вариант) вызвал серьезные разногласия и среди родственников Владимира Семеновича, и среди близких друзей. Вдова покойного, Марина Влади, на церемонию открытия памятника не попала, но, увидев его, зарыдала и высказалась весьма прямолинейно: «Наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма». Но поделать уже ничего не смогла: поезд, как говорится, ушел…
Ситуация в Одессе вокруг будущего памятника складывается тоже не лучшим образом, потому что избранный конкурсной комиссией вариант вызвал множество весьма справедливых нареканий. Жалкая подвешенная фигурка (не фигура!) никак не ассоциируется с образом поэта-бунтаря, гордого и свободолюбивого насмешника. Очень не хочется, чтобы город «украсился» очередным бронзовым «кузнечиком» (или «червячком»). Первый, такой же жалкий, и тех же авторов, появился в 1994 году и, судя по надписи и месту установки, посвящен легендарному основателю Одессы адмиралу де Рибасу. Вот повеселился бы потомственный испанский дворянин, чьи руки никогда не держали ничего, кроме шпаги и бокала, увидев себя с лопатой! «И что в этом такого? – оправдываются творцы. – Лопата – символ строительства». Можно только предполагать, какой атрибут использовали бы эти авторы, взявшись за устройство памятника врачу-гинекологу…
А если говорить серьезно, могут ли в историческом центре одного города представлять его архитектурные ценности монумент Воронцову и худосочный обладатель лопаты, величественный Ришелье с простертой вдаль рукой и нищенка возле цветочного рынка с жалобно протянутой ручонкой, которая, оказывается, никакая не нищенка, а великолепная Вера Холодная?..
Вот не хотел вспоминать еще один, с позволения сказать, «монумент», да придется. Имею в виду печально известную скульптурную группу, посвященную потемкинцам, которая еще недавно веселила одесситов на Екатерининской площади и ставила в тупик гостей города нависшей над головами матросов гранитной глыбой, символизирующей… брезент. Брезент, которым якобы накрыли приговоренных к расстрелу бунтарей. «Якобы» — потому что брезент в данной ситуации на судне укладывали не на головы осужденных, а на палубу, чтобы не запачкать ее кровью. И кто вообще мог бы догадаться, что глыба гранита – это брезент? Да никто, как и невозможно узнать в обрывках «чего-то» за спиной фигурки Высоцкого обрывки парусов – как иллюстрацию к его песне «Порвали парус». Хоть таблички-указатели вешай: это, мол, брезент, а это – обрывки паруса…
Думается, есть реальная необходимость провести широкое общественное обсуждение представленных на конкурс проектов монумента такой значимой для Одессы личности, каковой был и остается Владимир Высоцкий. Лично мне по душе вариант с тенью Глеба Жиглова на заднем плане – яркого образа, созданного Высоцким в фильме «Место встречи изменить нельзя» на Одесской киностудии. Здесь и Владимир Семенович узнаваем, и тень его главного кино-героя эмоционально дополняет образ.
В любом случае, дело чести комиссии — отзыв своего скоропалительного решения. И в этом в первую очередь должен быть заинтересован сам меценат, пожертвовавший средства не на какую-то однодневку, а на монумент, устанавливаемый не просто возле киностудии, а на Французском бульваре – одной из самых знаковых артерий красивейшего европейского города.
Анатолий ГОРБАТЮК.
Одесситы! Выскажите свое мнение на сайте «Одесской жизни» в опросе «В Одессе выбран проект памятника Владимиру Высоцкому. Поддерживаете ли вы решение жюри?»
Очень Хороший вариант — это последний , Облокотившийся Высоцкий.Очень по-человечески и просто.
Выбор по принципу-на безрыбье и рак рыба.Поддерживаю Родину и Маркова.Советую не позориться и найти другое решение.
Моё мнение- памятник должен быть памятником, а не парковой скульптурой
песни .И хочется видеть человека, Высоцкий вить был ЧЕЛОВЕКОМ и гитару рядом,
А не цуцика куца поджавши ножки якобы в полёте. Маркову спасибо за решение установки памятника.
Эта тема давно обсуждается на форумах…
http://forum.od.ua/showthread.php?t=1321760
Почитайте, что пишут одесситы….
Памятник должен быть именно памятником, а не плевалкой-страшилкой для местных и тайной для гостей….
вы что не знаете как это делается свой человек слепил какое-то г..вно и получил за это бабло!И им по барабану на что мы будем смотреть!деньги ими движут!
Для Одесской Киностудии подходит больше Высоцкий с тенью Жиглова, Легендарный певец и Легендарный фильм, это однозначно !
А ведь можно и даже нужно установить несколько памятников Высоцкому в Одессе, так как хочется ведь людям видеть ЛИЦО и ФИГУРУ НАСТОЯЩЕГО ВЫСОЦКОГО, а не не его аллегорическую, худосочную версию малопохожую на самого певца. Он всегда гордился своими бицепсами, красивой формой груди, всегда был накачан, занимался с гирями. А для того чтобы проекты удешевить то можно выполнить скульптуры Высоцкого из специального белого материала под мрамор! И установить, например Высоцкого с гитарой на Посёлке Котовского около фонтана, другую скульптуру можно установить около Культурно-Исторического центра Высоцкого, в парке Шевченко, если всё же этот центр договорятся построить. Около кинотеатра «Родина» напротив стоит клумба пустая, там тоже можно было бы поставить памятник Высоцкому.