Говорят, историю делают диктаторы, потому-то их и боятся. Так вот, мода даже не диктатор, мода просто деспот, над которым издеваются, но преклоняются. К подобному заключению пришел даже такой мужественный человек как генерал Воронцов, правитель Одессы, в трагический момент своей жизни, короче, когда ему принесли очередной счет за новое платье жены Елизаветы Ксаверьевны.
Тяжкое бремя моды
В принципе, «мода» (а по латыни «modus») значит «правило». А ведь правила моды подарил нам отнюдь не ХХІ век, щедрый на кутюр. Они диктовались и даже были законодательно закреплены в седую старину, задолго до моды на седые парики. Причем, чем выше был статус человека, тем неудобнее была его одежда. К примеру, дамское платье эпохи Возрождения вполне могло заменить гирю — его вес не опускался ниже 25 кг. Доходило до изуверства: королева Екатерина Медичи обязала придворных дам иметь талию не более 33 см (это вам не 90-60-90).
В 1870 году в моду вошли турнюры — набитые волосом подушки, которые крепились под платьем в области поясницы, что очень поднимало в глазах окружающих ту часть женского тела, что пониже поясницы. Считалось, что фигура женщины должна напоминать скрипичный ключ. Комплименты мужчин вмиг из двусмысленных стали музыкальными:
— Мадам, ну у вас и скрипичный ключ! С моим басовым они изумительно споются, если уединятся. Короче, у меня просто вибратто от ваших аппетитных форматто.
Но форматто или, проще говоря, формы, чтобы довести партнера до вибратто, требовалось должным образом подать. И тут уже действовали законы, которые предписывала очередная мода. Ну что ж, раз мы заговорили о законах, то любой правовед вам скажет, что законы обычно собраны в правовых сборниках. Так ведь и у моды они тоже имеются. Вы догадались, о чем речь? — о журналах мод.
Но прежде, чем перейти к журналам мод, не грех вспомнить времена, когда их ещё не было, а мода уже была, ибо мода была, есть и будет всегда. Не станем ходить вокруг да около, просто отправимся к самому началу. Когда Господь Бог, говоря образно, «изгнал Адама и Еву из Рая на Землю» (или, если перевести это на понятный нам язык: «переселил из 5-звездочного отеля в 3-звездочный»). Так вот тогда Всевышний поступил как опытный кутюрье: «Сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Ветхий Завет, Быт. 3, 21). Важно, что Адам с Евой против кожаного прикида не возражали, потому что знали, что кожа в доме моды «Парадиз» у Всевышнего высший класс — ведь поставляет ему полуфабрикат один змей, в смысле, гад, из солидной турецкой фирмы.
Заткнув пуританство за корсаж
И в России новые модные тенденции волновали абсолютно всех, но не все имели шанс получать самую свежую информацию о новинках. Тут Одесса имела преимущество: самый простой и быстрый путь из Европы был морской. Но если журналы мод еще не стали всем доступной макулатурой, что же везли в Одессу корабли? Кукол. Изготавливалась восковая кукла, на нее шилось платье, естественно уменьшенное в масштабе, а вот уже эта разодетая по последней моде барби привозила на себе ультрамодные идеи из Парижа, ибо Франция тогда была законодательницей мод.
Кстати, идею демонстрировать новые фасоны одежды на куклах французы позаимствовали у древних греков, откуда и пришло их название — «пандоры». Это было символично. Как греческая Пандора, обладательница магического ларца, в котором хранились человеческие беды, изредка открывала его и выпускала беды на несчастных обывателей, так и парижские «пандоры», прибыв в любой город, повергали в ужас общество:
— Боже, теперь все должно быть в рюшиках! Как сказать об этом мужу — его больное сердце не вынесет такого удара, он же еще не отошел после кружавчиков!
Зато куклы делали женщин просто «кукольными». Но настало время дамам выглядеть, как «с картинки». И тогда во Франции произошла революция. Нет, не Великая Французская, а Назревшая Женская — вышел первый в истории журнал мод «Mercure Galant». Революционно настроенные массы дам просто рвали журнал друг у друга из рук. Срочно пришлось выпускать другие заряженные не менее революционными идеями и модными настроениями журналы «La galerie de modes et costumes», «Cabinet des modes». Германия, вечно завидовавшая Франции, ответила «Moden-Zeitung». И, наконец, заткнув своё пуританство за корсаж, издала «Gallery of Faschion» и Англия.
Как всегда последней спохватилась Россия. В 1779 году вышел в свет (или правильней сказать «в высший свет») «Магазин общеполезных знаний с присовокуплением Модного журнала» под редакцией некоего Майкова. Конечно, это было издевательством над тонкой женской психикой — одна сворованная из парижского журнала картинка, исполненная в чисто русской патриотической манере, ибо изображенная на картинке дама сильно походила на памятник «Тысячелетие Руси», задуманный как увесистый колокол.
Умереть от зависти
Мода рождала одну существенную проблему, которую довольно незамысловато сформулировал Оскар Уайльд: «Мода настолько безобразна, что её вынуждены менять каждые полгода». Одесситки следили за переменчивостью моды, делая ставку на французских законодателей. Но из Парижа возить стопки журналов было накладно. И тогда в Одессе объявился этакий мастер-фломастер С.М. Семенов, очень посредственный художник, но предприимчивый, тоже «очень», человек: «Делаю копии с любых картинок. Точность и скорость гарантирую». В общем, этот человек-ксерокс, сидя в полуподвале на ул. Кузнечной, из модных французских изданий перерисовывал для дам понравившиеся им фасоны.
Но точно скопировать было только половиной дела — надо было ещё и точно пошить, а без хорошей выкройки это было нереально. Слава богу, в Одессе хорошие портные были. Какой-нибудь Мося Михаловский с Екатерининской площади или Татьяна Фонаржи из Сретенского переулка выкройки для своих мастерских делали, но стать первыми не всегда успевали. В одесситках вдруг проснулись шпионские наклонности знаменитой Маты Хари. «Свежие» выкройки стала воровать целая армия шпионов, нанятых дамами высших сословий. Но разведке всегда сопутствует контрразведка. Тут же была организована дезинформация. Одесские хитрецы-портные подбрасывали дамам липовые выкройки. Ничего не ведающие светские львицы шили дома по ним наряды, ну и выглядели в них так, что хоть завтра в огород ворон пугать.
И все же в Одессе придумали, как не походить на пугал, а походить на богинь: надо просто не жмотничать, а покупать наряды, пошитые не на Малой Арнаутской, а на Елисейских полях. Их и везли серьёзные продавцы типа мадам М. Озерской (Екатерининская, 2, бельэтаж), а в доказательство того, что это «последний писк моды», правда, больше смахивающий на крик, в придачу к нарядам мадам везла еще и пахнущие типографской краской журналы мод. Зато по прибытии в Одессу очередного судна уже буквально на следующий день на Дерибасовской проходил показ мод прямо на одесситках. И счастье, что этого не видел Париж — умер бы от зависти.
Красота таки страшная сила
А вскоре журналы мод допустили на свои страницы читательниц, среди которых преобладали совсем юные, только вступающие в жизнь. Волшебный мир красивости привлекал многих девушек провинции, которые, адресуясь в журналы, естественно подписывались не своими именами, а изобретали, как сказали бы сегодня, ники, так много говорящие, — «Большая кокетка», «Одинокая в свете», «Поклонница тоненьких талий» и многообещающая «Неопытная», то есть готовая набраться опыта только пальцем помани. Не мамы и не бонны из институтов благородных девиц наставляли на путь истинный девиц, а журналы мод, где встречались волнующие советы в таком духе: «Дама должна одеваться так, чтобы мужчине хотелось ее раздеть». После этого журналы стали почитывать и мужчины, по крайней мере, чтобы не сплоховать и знать, где на лифе те чертовы застежки, когда настанет час воспользоваться советом, данным в журнале.
Не знаем, почитывал ли граф Лев Толстой те старинные журналы, но однажды его прорвало: «Всякая разодетая женщина представляет опасность для общества. Поэтому, когда я вижу разодетую женщину, я хочу закричать: «Городовой!». Эх, Лев Николаевич, тебе бы дожить до нынешних показов мод, вот бы ты обогатил русскую ненормативную лексику, узнав, что кроме красивых и некрасивых женщин имеется третий, особый тип красоты — модельный. Действительно сегодня, глядя на девушек подиума, понимаешь: «красота — страшная сила», причём «страшная» — это не метафора, а констатация факта.
Видите, как много поучительного связано с журналами мод, этими «архивами красоты», сеющими сладкие иллюзии и рождающими горькие ошибки.
Наш сайт использует файлы куки, чтобы мы могли предоставить вам лучший опыт пользователя. Информация о файлах куки хранится в вашем браузере и выполняет такие функции, как распознание вас, когда вы возвращаетесь на наш веб-сайт, и помогает нашей команде понять, какие разделы веб-сайта вы считаете наиболее интересными и полезными. Более подробную информацию о файлах куки можно получить на странице "Политика конфиденциальности".