Этой весной у украинских театралов появится уникальная возможность – познакомиться с творчеством оригинального российского коллектива – ритмогруппы «СТ-Эффект». Их представления причисляют к разряду интеллектуальных — философский мюзикл, музыкальный спектакль, ритмопластическая сюита покорили сердца поклонников «СТ-Эффекта» во многих городах России и за её пределами.
Сегодня на наши вопросы отвечает художественный руководитель коллектива, хореограф и режиссёр-постановщик – Светлана Николаевна Марченко.
— Светлана Николаевна, в апреле-мае состоятся гастроли Вашего коллектива по городам Украины. Какие спектакли Вы предложите украинскому зрителю?
— В Одессе и Симферополе пройдут концерт «Невероятность встреч» и интерактивная программа «На радуге, здравствуйте!», в Харькове и Ялте – только концерты. Концерт «Невероятность встреч» — юбилейное подведение итогов. Нам в этом году — 10 лет. В концерте будут исполнены и давно полюбившиеся зрителям композиции, такие как «Заря восторга», и совершенно новые – «Подсказки сна», и обновлённые – мы показывали их на самом первом концерте, но сейчас они переработаны – новая музыка, хореография, это, например «Диалог жителей белой и чёрной дыры».
— В этом году ритмогруппе «СТ-Эффект» исполняется десять лет. Не могли бы Вы немного рассказать об истории основания коллектива?
— Мне всегда очень нравилось танцевать, я занималась и классической хореографией, и бальными, и современными танцами. Когда в 16 лет я поступала во МХАТ, Ефим Шифрин долго не мог понять, зачем золотой медалистке идти в театральный? А Олег Табаков после пройденных мной трёх туров и конкурса отказался принимать на свой курс: «Ты эльф, актриса – слишком грязная профессия для тебя». Я поступила в ГИТИС, курс-студия при театре «Колесо». Уже на первом курсе получила свою первую роль в спектакле по пьесе Льва Толстого «Власть тьмы или коготок увяз, всей птичке пропасть». Тогда я в полной мере поняла, о чём меня предупреждали. В театре очень сложно остаться светлой и чистой. К моему величайшему огорчению – курение и пьянство, особенно в начале девяностых, были естественными в актёрской среде. А я продолжала мечтать о театре, выходя из которого зрители бы становились здоровы. Изучала цвето- и музыкотерапию, биоритмы, энергетические восточные практики и многое другое.
— Кто дал ритмогруппе название «СТ-эффект»? Что оно обозначает?
— При создании ритмогруппы моей помощницей стала двоюродная сестра Татьяна. А я — Светлана. Вот вам — С и Т. Но название получилось гораздо более многомерным.
С и Т, свет и тень, сцена и танец, театр, space and time… Толерантность, возможность взаимодействия противоположностей. Мы стремимся соединить различные стили и направления в едином гармоничном ритме. Эффект – тоже слово многозначное, загляните в словарь, это и произведённое впечатление, и полученный результат.
Существует ритм жизни. В определённом ритме звучит музыка, выстраиваются движения тел в танце, вибрируют голосовые связки при пении. В своих концертах ритм наших сердец мы передаём зрителям через пластику и голос.
Все участники ритмогруппы уже давно (а большинство всю свою жизнь) не курят, не употребляют алкогольные напитки и наркотики. Стараются сохранить чистейшую энергетику для передачи в зал. Мы гарантируем – у нас вы не отравитесь! Мы даже исключили из своей речи бранные слова, ведь ненормативная лексика – загрязнение языка, а значит и мозга.
— Чего, с Вашей точки зрения, коллективу удалось достичь за эти годы?
— Мы побывали с гастролями в разных городах и странах. От Москвы и Киева до Владивостока и Комсомольска на Амуре, от Якутска и Екатеринбурга до Алматы и Таллинна, от Анталии и Нью-Йорка до Мельбурна и Сиднея. Только программу «На радуге, здравствуйте!» и только весной 2008 года увидели в 62 городах России. После наших выступлений зрители чувствуют себя отдохнувшими, благодарят за прилив бодрости и жизненных сил. Есть даже те, кто смог бросить курить именно после посещения нашего концерта.
Мы принимали участие и сами организовывали различные акции. Однажды выступали на каждой станции по дороге из Петербурга в Екатеринбург, призывая к здоровому образу жизни. В 2005 году собрали 250 тысяч подписей под письмом в ООН с предложением учредить «День разума». В 2006 году я летала в Антарктиду в рамках акции «Небесная одиссея. Миссия – мир».
Выпущены видео-версии нескольких спектаклей «Старт», «Кораллнея», «Гимны чистоты», «Границы поведения», «Границы знакорядов» и т.д. Записано множество аудиодисков.
— Неизменный успех Ваших спектаклей свидетельствует о том, что в них выступают настоящий профессионалы, преданные своему делу. Как Вам удалось подобрать такой блестящий состав?
— Как собирают жемчужины в ожерелье? Терпение и труд ?. Например, в 2007 году мы набрали спецкурс «СТ-эффект» при Ленинградском колледже искусств. После обучения и экзамена в ритмогруппе появились новые участники, некоторых из них вы сможете увидеть в этих гастролях: это — Елисей Хороших и Артём Озаринов. Есть у нас и свой подрастающий малышовый состав: за десять лет родилось четыре мальчика и три девочки. Мой младший сын появился на свет летом 2009 года. Подробнее об этом смотрите в документальном сериале «Таинство рождения. Беременность: неделя за неделей».
— Кто пишет тексты и музыку к Вашим спектаклям?
— Все тексты написаны моей любимой мамой. Она астроном, философ, член Союза писателей России. В 2002 году в Москве был создан институт её имени, изучающий время – Институт ритмологии Евдокии Марченко. Кстати, вот уже второй год в Украине Институт проводит научный грантовский проект «Время в зеркале науки». Но это отдельный интересный рассказ.
А музыка создаётся в сотрудничестве с различными композиторами. В концерте, в основном, прозвучит музыка Ларисы Беляевой и Марианны Мягковой. Есть в нашем репертуаре рок-симфония «Конец Манвантары» — её автор Георгий Фиртич (он написал музыку ко многим кинофильмам и мультфильмам, я думаю, вы без труда вспомните песни из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»). Музыку к спектаклю «Границы поведения» написал «дедушка русского рока» Александр Пантыкин. Его мюзиклы с успехом идут на многих сценах. А постановки «Триумф пути» и «Ипостаси взаимодействия» озвучил Абрам Григорьевич Юсфин.
— Светлана Николаевна, в Ваших постановках удивительно гармонично сочетаются безупречные хореографические композиции и оригинальные костюмы их исполнителей. Возможно, Вы пользуетесь услугами известных дизайнеров? Или эти талантливые художники по костюмам — тоже участники вашего коллектива?
— Костюмы мы, с одной стороны, создаём всем миром – для каждой постановки нужны такие, чтобы было удобно двигаться, чтобы верно была передана мысль, часто они должны трансформироваться прямо на сцене. С другой стороны, за воплощением наших идей часто обращаемся к профессионалам, например, Ия Йоц – известный питерский модельер помогает нам.
— Ваши спектакли называют "интеллектуальными представлениями". Почему их позиционируют именно так? Сколько всего спектаклей в Вашем репертуаре?
— Свои спектакли мы называем по-разному. Философский мюзикл, интерактивный творческий эксперимент, музыкальный спектакль, ритмопластическая сюита и т.д. Нам нравится создавать необычное. Но каждое представление задумано для того, чтобы зрители узнали что-то новое, задумались, заглянули внутрь себя или стали внимательнее, бережнее относится к окружающему миру. Сколько спектаклей? Честно не считала. Десятки. Продолжительностью от получаса до нескольких часов.
— Какие планы у ритмогруппы на следующие десять лет?
— Жить, творить, мыслить, любить, нести зрителям звучание ритма.
— Когда и где вы планируете выступать в Одессе?
— Выступления запланированы на 17 и 19 апреля в зале Одесского культурного центра (ул. Василя Стуса, 2б). Начало в 19.00. 17 апреля зритель познакомиться со спектаклем «На радуге здравствуйте!», а 19 апреля с концертом «Невероятность встреч».
Сергей БЕРЕГОВ.