9 апреля 2015 года Верховная Рада Украины приняла закон о декоммунизации. С тех пор в стране исчезают названия улиц и других объектов, связанных с коммунистическим режимом. А с 2022 года началась и борьба с названиями, связанными с государством-агрессором. Вспоминаем, как начинался процесс переименований в Одессе и сравниваем с тем, что происходит сейчас.
«Одесская Жизнь» предлагает читателям обновленную версию статьи, посвященной итогам первой пятилетки декоммунизации в Одессе. Мы добавили сюда самую актуальную, на дату публикации, информацию о происходящих в Одессе переименованиях топонимических объектов и избавлению города от вражеской символики.
Ведь ситуация с процессами декоммунизации и деколонизации сильно изменилась после 24 февраля 2022 года. Если раньше это были словесные и идейные споры, то сейчас российские агрессоры убивают украинцев, уничтожают целые города, и совершают свои преступления они, прикрываясь целым ворохом разнообразной символики: имперских времен, советских и нынешних.
Наличие на территории Украины названий и памятников, связанных с россией, используется как повод заявить права на наши территории. И как свидетельство превосходства российской культуры. При этом россияне забывают, что российская империя, а потом и СССР, силой захватили и удерживали украинские земли, заодно принудительно щедро засеивали их своими метками в виде памятников и названий.
Но опасность эту в нашей стране предвидели. Потому еще в 9 лет назад в Украине начался процесс декоммунизации.
9 апреля 2015 года Верховная Рада Украины приняла соответствующий закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики». В мае того же года этот закон, а также еще два связанных с ним («Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945 годов» и «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке») вступили в силу.
Закон наложил запрет на любую символику коммунистического тоталитарного режима. Впрочем, напомним, есть и исключения, о которых почему-то часто «забывают»: это, к примеру, экспозиции музеев, частные коллекции, объекты антикварной торговли и др.
Что в этом смысле изменилось на одесских улицах за девять лет? А, может, декоммунизация у нас произошла уже? И что с деколонизацией?
По сути и по фактам. Еще не было понятия «декоммунизация», как в Одессе она уже пошла полным ходом. Вот уж, правда, «мы таки и тут были первыми». Во времена каденции Гурвица улицы таки стали менять свои названия — в больших количествах и «быренько». Что на что менялось? За редким исключением, улица получала свое дореволюционное название. Ленина — Ришельевская, Карла Маркса — Екатерининская и т.д. Кстати, как сделал как-то акцент краевед Дмитрий Жданов, к императрице Екатерине II ее название отношения не имеет. Улица была названа в честь храма святой Великомученицы Екатерины Александрийской.
С Екатерининской, Жуковского, Бунина вообще интересно получилось. Получается, что декоммунизировали их слишком рано, не разобрались и вот теперь приходится их переименовывать снова, уже в рамках деколонизации.
Были ли одесситы довольны новыми (старыми) уличными именами? Так вот, происходило это, как и сейчас: одни ликовали, вторые возмущались, третьим было «до столба». При этом первые две группы одинаково грозно и гневно требовали «сохранить нашу историю!».
Дальше — больше. Еще не было понятий «лениноповал» и «лениногрох», как памятник Ленину в Одессе на Куликовом поле таки решили снести и отправить «куда подальше» — в парк на Молдаванке. Одесские коммунисты заверили, что не допустят этого никогда. Начались их дежурства у памятника.
Читайте также: Судьба советских памятников в Одессе: кому снесут, кому оставят
Хорошие были времена, веселые!.. Многие одесские журналисты, в том числе и я, тоже дежурили у памятника в ожидании «шо же будет?». Знаете, что меня тогда больше всего поразило? Когда памятник таки перенесли в парк Савицкого, мы потом пришли к нему в день рождения Ильича, чтобы заснять, как почитатели Ленина несут к любимому памятнику цветы — уже по новому адресу. Все ждали массовость, митинги и пламенные выступления. Так вот, никаких речей не было! Больше того, снимать и беседовать было не с кем! Журналисты тогда шутили: самим, что ли, букетик к стопам вождя положить?..
Не знали мы еще, что через пару лет начнется активный «лениногрох», в крайнем случае — активный полив «деятелей» ушедшей эпохи красной краской. И что же с «нашей историей»? Еще один пример: в том же парке Савицкого стоял «свой» Ленин. Еле живой памятник, кстати. В 2014-м ему отбили «голову». Долго стоял безголовый Ильич. И почему-то ну совершенно никого это не волновало, никто не возмущался «надругательством над историей».
Но вот на дворе 2024 год, идет война с россией и очистившаяся от Лениных Украина вынуждена убирать другие памятники. В Одессе не стало Екатерины ІІ и Суворова. На очереди Горький с Львом Толстым. По всей стране убирают даже Пушкиных, объясняя это его имперской позицией в отношении других народов. Может, уберут этого поэта и из одесской городской среды, хотя еще недавно в нашем городе существовал настоящий его культ.
— Ерунда такая: живу на улице Литвака, а по паспорту — все еще на улице Заславского, — выразила недовольство одесситка «по поводу декоммунизации».
Как известно, такая ситуация сложилась везде. В Украине переименованы не только улицы, площади, бульвары, но и названия городов. При переименовании улицы, на которой находится ваша квартира, не надо менять правоустанавливающие документы. Также не следует специально менять прописку в паспорте: перерегистрацию можно провести при замене паспорта, фамилии, фотографии. Отдельно оговорены случаи: например, при продаже недвижимости необходимо получить справку о переименовании улицы.
Что же тогда беспокоит? Аргументы: «Зачем вообще менять названия улиц?», или (опять же): «Давайте с уважением относиться к нашей истории!», «Я привык, что улица называется так, и буду называть, как привык!».
— В совсем еще юной Одессе не было названий улиц и, соответственно, указателей. Все здания, сооружения числились по номерам кварталов, участков и мест. К примеру: квартал четвертый, участок третий, место восьмое — и все понимали, о каком объекте идет речь, — рассказывал краевед Дмитрий Жданов.
Иногда думаю: может, было бы лучше, чтобы так и осталось? Но так не осталось! Времена пришли другие — и все стало именоваться иначе! Во времена оккупации Одессы Александровский проспект и улица Екатерининская были переименованы в честь Гитлера. И это тоже ведь наша история! И очень разные в ней страницы!
Что касается привычных уличных «имен»… В советские времена старушка Торговая именовалась как ул. Красной гвардии. И в те же самые времена ее упорно называли только Торговой.
И, снова-таки, как рассказывает Дмитрий Жданов, «некоторые переименования улиц в Одессе порой вообще не приживались никоим образом. Пале-Рояль в советские времена именовался сквером Чарльза Дарвина, Горсад — сквером Джордано Бруно, Обсерваторный переулок одно время носил имя президента Вьетнама Тон Дык Тханга»…
Разговариваю с главой Южного межрегионального отдела Украинского института национальной памяти Сергеем Гуцалюком. Сергей сообщает, что в Одесской области процесс декоммунизации, по сути, состоялся примерно на 90 процентов. Почти не осталось памятников тоталитарного режима, меняют названия улицы…
— Улицы названия меняют… А сознание людей? Вспомним недавние «жуковские войны» в Одессе. А вот эта «карантинная реставрация», когда в селе в Болградском районе восстановили недавно снесенный памятник Ленину. Не все довольны тем, какие новые «имена» получили одесские улицы…
— О том, что у нас очень часто используют ностальгию по СССР в качестве политических манипуляций, заигрываний «местных князьков» с электоратом, можно привести много примеров. Да, у нас немало людей, которые до сих пор остаются носителями советских ценностей. Но есть и политики, которые рады воспользоваться этим под лозунгом «защитим свое прошлое». Но у нас есть закон, и он должен исполняться, при этом строго в рамках самого закона, а не «крушим-ломаем». Сознание людей меняется не так быстро, как снос памятника или переименование улицы, для этого нужно время. Мы же сохранили историческую память о тех, кто стоял у истоков основания города, кто принес ему подлинную славу, кто сражался за Украину, за наш город во время Второй мировой…
— Но вот аргумент, который я часто слышу: «Это же наша история!».
— Да, наша история!.. Очень сложная и «разная». А новые времена — это, ко всему прочему, и новая история. И новые герои, и возрождение сознательно стертых в свое время с ее страниц наших украинских одесских героев… Герои обороны Одессы — тоже наши герои. Кстати, если уж говорить совершенно конкретно, то почему, например, экспонаты на мемориале, посвященном исторической 411-й батарее, находятся в столь ужасающем состоянии? Между прочим, это музей, это — тоже наша история, то самое «наше святое»…
Одесса планировала потратить 200 млн грн на восстановление жилья, поврежденного обстрелами, однако значительная часть проектов… Read More
Суббота на дворе, друзья! Самое время расслабиться, улыбнуться и зарядиться хорошим настроением. Ловите нашу новую… Read More
В субботу, 6 декабря, Землю обойдет магнитная буря. Солнце остается активным, но вспышки класса С… Read More
С 1 января 2026 года в Украине обновят Национальный календарь прививок. Появится бесплатная вакцинация от… Read More
Даже самая качественная акустическая система в автомобиле не раскроет свой потенциал без правильной настройки. Заводские… Read More
В субботу, 6 декабря 2025 года, по всей Украине продолжат действовать стабилизационные отключения света. Ограничения… Read More
View Comments
Есть вопрос с Александровским проспектом. Видел карту Одессы времён румынской оккупации, там он Александровский. Хотя на той же карте Екатерининская - улица Гитлера. Так как же было?