О необходимости использования в Одессе электробусов городские власти заговорили еще семь лет назад. Это экологически чистое средство передвижения, к радости одесситов, должно было заменить ненавистные маршрутки и связать между собой отдаленные районы города коммунальным транспортом. Перед войной в Одессе несколько электробусов таки появились — мелькнули и исчезли. Сейчас в муниципалитете собираются этот проект возобновить. О плюсах и минусах электробусов и о том, когда одесситы наконец-то смогут на них ездить, узнавала «Одесская жизнь».
Первая «ласточка» на маршруте №10
Запустить первые в Украине электробусы в Одесском департаменте транспорта обещали еще в 2017 году. Экологически чистые и маневренные, они смогли бы охватить районы города, где нет контактной сети. И со временем — стать альтернативой маршруткам.
Правда, серийного производства электробусов в Украине тогда не было. И умельцы из КП «Одесгорэлектротранс» самостоятельно сделали первый собственный экземпляр — переоборудовали из чешского троллейбуса Skoda 90-х годов выпуска. Стоила реконструкция городскому бюджету 3,5 миллиона гривен, втрое дешевле стоимости новой машины. А основной фишкой одесской разработки, по словам мастеров, стала возможность для него заряжаться на ходу.
В 2019 году электробус вышел на маршрут троллейбуса №10. К тому же параллельно проходил тестовые испытания по улице Балковской, до сих пор лишенной электротранспорта.
Умельцы из ОГЭТ планировали собрать еще четыре экземпляра. Но что-то пошло не так. Уже на следующий день электробус не смог закончить свой маршрут. И больше не появлялся.
Недолгий маршрут по Балковской
В 2021 году городские власти дважды пытались закупить шесть электробусов. Но тендеры в мае и июле не состоялись.
Появились электробусы на многострадальной Балковской лишь в октябре. Правда, всего три машины, и опять-таки производства КП «Одесгорэлектротранс».
Курсировали они по маршруту, соединявшему Молдаванку и Дальние Мельницы с центральной частью города: улица Корнюшина — железнодорожный вокзал. От вокзала до Пересыпского моста машины работали в режиме троллейбуса — под контактной сетью. А затем — опускали штанги и продолжали движение на аккумуляторной батарее.
Так как электробусов на маршруте было явно недостаточно, интервал их движения был довольно длительный — 24-27 минут. И поскольку новых машин в обозримом будущем не предвиделось, проект потихоньку прикрыли. Тем более что после начала полномасштабной агрессии рф начались перебои с электричеством.
Проект обновления общественного транспорта
Вместе с тем еще в 2017 году в стране стартовал проект «Городской общественный транспорт в Украине». В рамках его реализации планировалось обновление парка коммунального общественного транспорта, реконструкция его инфраструктуры, внедрение «электронного билета». Финансирование проекта — за счет кредитов Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции под госгарантии. Подключилось к программе и КП «Одесгорэлектротранс».
В рамках участия в этом проекте в 2018 году Одесса получила 47 троллейбусов. Но от идеи приобретения электробусов городские власти не отказались.
Электробусы лучше маршруток
В феврале 2022 года Верховная Рада ратифицировала финансовое соглашение по второму этапу проекта «Городской общественный транспорт в Украине». Одесса подала заявку на закупку 30 электробусов. Но с началом полномасштабной войны проект, понятно, заморозили. Недавно возобновили вновь.
— Сейчас уже понятно, что Одессу точно никто не захватит. И поэтому можно думать о будущем, — прокомментировал решение глава транспортной комиссии Одесского горсовета Петр Обухов.
По словам вице-мэра Одессы Сергея Тетюхина, электробусы приобретают для решения конкретной задачи — улучшения транспортного сообщения между поселком Котовского и центральной частью города.
— Покупка 30 электробусов даст возможность заменить на экологически чистый транспорт 60 маршруток, курсирующих в этом районе, — заявил вице-мэр. — Это наша плановая работа по развитию городского общественного электротранспорта и постепенной замене маршрутных такси на более комфортный и современный транспорт.
По предварительным расчетам, длина маршрута, по которому будут курсировать электробусы, составит 35 километров; продолжительность оборотного рейса — 108 минут; интервал движения — 6-8 минут.
— Мэрия предложила запустить электробусы по улице Семена Палия, дальше — по Николаевской дороге, спуску Маринеско и через Преображенскую — к вокзалу, — детализирует маршрут Петр Обухов. — В принципе, это логично. Потому что на улице Семена Палия нет вообще никакого муниципального общественного транспорта, а только маршрутки. Надеюсь, восстановят электробус и на Балковской.
Обещанного три года ждут?
На последней сессии горсовета участие Одессы во втором этапе проекта «Городской общественный транспорт в Украине» было принято единогласно. Но это совсем не означает, что электробусы покатятся по Одессе уже в ближайшее время. Когда проведут конкурс на поставку машин, в мэрии пока не знают. Реализация таких проектов — процесс длительный. Составление документов и их согласование ведется со множеством бюрократических процедур. К примеру, на конкурс по покупке многосекционных трамваев город потратил три года: с 2019-го по 2022-й. И, хотя победителя определили, пока ни одного нового вагона поставлено не было.
— Пройдет еще полтора года на подписание всех документов и согласование их в Европейском инвестиционном банке. Только после этого будет проведен тендер и определен производитель этих электробусов. И еще, наверное, нужен будет как минимум год, чтобы их произвели и установили в городе зарядные станции, — полагает Петр Обухов. — Поэтому по самому оптимистичному сценарию раньше 2026 года мы электробусы не увидим.
Кредит можно «заморозить»
Для приобретения электробусов КП «Одесгорэлектротранс» собирается взять кредит в Европейском инвестиционном банке в размере 13 миллионов евро. Кредитные условия согласованы: фиксированная ставка — 2,34%, срок погашения займа — до 22 лет плюс пять лет — льготный период.
— Первые выплаты по этому кредиту будут не ранее 2027-2028 годов. Сейчас мы ни копейки на это не тратим. Если вдруг так получится, что в 2026 году война еще не закончится, то мы сможем просто это направление снова «заморозить» и не тратить деньги. Так что с этой точки зрения — это абсолютно безопасная история, — считает депутат.
В общем, верим в ВСУ, приближаем нашу победу и надеемся, что после освобождения Украины одесситы на электробусах таки смогут прокатиться.
Мнение главы транспортной комиссии Одесского горсовета
— Лично я не особо приветствую электробусы. Я поддержал этот проект, потому что они все равно в тысячу раз лучше маршруток, а другой транспорт Европейский инвестиционный банк нам не предлагал, — объяснил Петр Обухов. — У меня на первом месте среди видов общественно транспорта — трамвай. Я считаю, что в будущем нужно на улице Семена Палия проложить трамвайную ветку. И сделать так, чтобы трамваи ездили быстро, чтобы были новые комфортные вагоны.
По мнению Обухова, уступает электробус и троллейбусу. Дело в том, что он возит на себе тяжелый аккумулятор — то есть на передвижение затрачивается больше энергии. К тому же в холодное время года батарея теряет часть своей емкости.
— Через пять-семь лет емкость батареи все равно уменьшается. Любой владелец мобильного телефона понимает, как это бывает. Потому впоследствии нам придется тратить деньги на обновление батарей этих электробусов, — признает глава транспортной комиссии. — Думаю, что вместо электробусов было бы правильнее закупить троллейбусы и проложить сеть либо приобрести троллейбусы с автономным ходом.
Хотя у электробусов есть и достоинства, признает Обухов. Можно очень легко и быстро менять маршруты и направлять машины в другую часть города.
Читайте также: