«Одесская жизнь» разбиралась, почему в Одессе регулярно падают дома и можно ли с этим что-то сделать?
Разрешима ли проблема падающих домов в старой Одессе и можно ли остановить домопад раз и навсегда? «Да, — отвечают в мэрии, — но при соответственном бюджетном и внебюджетном финансировании». Бюджета ни на что не хватает, жильцы капремонт и реставрацию старых домов явно не потянут, на инвесторов рассчитывать тоже особо не приходится. Остается разве что мониторить ситуацию, чтобы не допустить человеческих жертв, что пока, слава Богу, удается. Даже при том что люди, уже получив предупреждение, что вот прямо сейчас — грохнет, не спешат покидать жилище. Так было на Нежинской, 40. Как сообщил вице-мэр Дмитрий Жеман, жильцам предложили отселиться и предоставили соответствующие помещения, но те написали отказ. Кроме того, если остановить домопад горисполком не в силах, то, может, попытаться его хотя бы задержать — по максимуму уменьшив факторы риска?
Внешняя угроза
Говорят, что ветхие одесские дома часто находятся в таком состоянии, что готовы рухнуть от проехавшего рядом трамвая или грузовика. Однако намного более существенной угрозой для них являются многочисленные новостройки, буквально вгрызающиеся в каждый кусочек золотой земли в центре города. В мэрии нам сообщили, что в прошлом году была выработана стратегия, согласно которой проводится обследование старых домов, расположенных вблизи строительных площадок, на предмет изменения целостности дома. Если замечается деформация, стройка останавливается, а застройщика обязывают укрепить старые дома, и только после этого строительство возобновляется. Также, по сообщению мэрии, в 2020 году было проведено масштабное обследование старого фонда на предмет обнаружения и устранения течей, ибо вода — главная опасность для камня-ракушечника, из которого строилась Одесса. В настоящее время аналогичное обследование проводится на предмет целостности кровли и правильного отвода осадков.
Сергей, чей дом пострадал в результате обрушения на Ясной, 10, считает, что расположенные на Французском бульваре высотки «помогли» упасть стене дома. При этом он не снимает ответственности и с жильцов, которым порой отказывает не только законопослушность, но и чувство самосохранения.
Внутренняя угроза
Марина Новикова, чья квартира во время обрушения на Ясной пострадала больше всего, считает, что дом рухнул во многом из-за жильцов.
— Там была протечка, вода текла неделями и напитывалась, собственно, стена. А на первом этаже были вырублены окна без ребер жесткости, даже швеллер не установили.
Люди, не думая о последствиях, делают всевозможные надстройки, устанавливают перегородки и сносят несущие стены. Проконтролировать весь этот внутренний нахалстрой местная власть не может. Остается надеяться только на бдительность контролирующих органов, а также соседей, которые не хотят стать жертвой чужого безрассудства.
Косвенно мешает разрешению проблемы домопада и жадность многих граждан, которые из своей лачуги в центре хотят выжать по максимуму, и прописывают у себя под будущее расселение чуть ли не десятки родственников. Такие аппетиты отталкивают инвесторов, которые сейчас и так не спешат вкладываться в реставрацию.
289
аварийных
и
612
ветхих
домов насчитывается сегодня в Одессе.
В мэрии уточнили, что эти цифры – без учета памятников архитектуры, которые часто находятся в плачевном состоянии и нередко тоже падают. Семь лет назад в горсовете говорили о 381 аварийном доме. Регулярные домогрохи понемногу «улучшают» статистику. Хотя что-то, не имеющее исторической ценности, видимо, сносят и в плановом порядке.
Есть ли жизнь после гроха?
В Одесском горсовете дальнейшую судьбу жертв домогроха нам обрисовали буквально двумя фразами: «Жителям домов, оставшимся без жилья в результате обрушения, предоставляют варианты поселения в общежитиях, гостиницах и т.д. Параллельно им предоставляется перечень документов, которые необходимо собрать, чтобы получить жилье в маневренном фонде».
— Это вранье чистой воды, это отписка! — так эмоционально отреагировала на ответ мэрии в адрес редакции Марина Новикова. Ее квартира находилась на третьем этаже дома на Ясной, 10. Во время частичного обрушения этого здания, которое случилось 10 июня прошлого года, семья осталась без крыши над головой. Временным пристанищем, предложенным мэрией, ее семья воспользоваться не могла.
— Всех отселили в пионерский лагерь, где был один туалет на этаж и один холодильник на этаж. Но у меня мама инвалид по зрению и по слуху, ей 95 лет. Вселиться туда, где один туалет на 40 человек, я просто не могла. Слава Богу, у нас нашлись друзья, которые нас приютили. Но мы и сейчас продолжаем скитаться.
Ранее мы рассказывали о том, каким домам в Одессе грозит обрушение и публиковали их фото.
По словам Марины Новиковой, 11 ноября левую часть дома, которая не пострадала, подключили ко всем коммуникациям и заселили туда людей обратно. Правую — законсервировали, и на этом — все.
— Никто с нами не связывался, ни о чем с нами не говорил, ничего нам не предлагал. Мы дважды обращались в горсовет, мы собрали документов больше, чем положено.
Но этого все равно оказалось недостаточно, каких документов не хватает — поди догадайся. Юрист мотивировал отказ отсутствием «кое-каких документов».
— Каких документов?! Напишите! — возмущается Марина Владимировна. — Мы, может быть, соберем и предоставим.
Проблема может быть из-за того, что после создания Госреестра недвижимости туда еще не перенесли все данные, хранившиеся в БТИ. Отсюда — подозрение, что у соискателей крыши над головой может где-то быть жилье. Доказывать, что это не так, — забота пострадавших.
Марина Новикова говорит, что попытки получить хоть какую-то помощь в этой ситуации часто выводят на безвыходный замкнутый круг.
— В департаменте соцзащиты говорят, что могут нам выделить до 40 тысяч на ремонт — но ремонтировать нечего, могут помочь с приобретением бытовой техники — но ее ставить негде.
Да и обращаться за такой помощью пострадавшая не спешит. Опасается, что после этого поставят галочку и посчитают вопрос жилья закрытым.
— Мне потом скажут, что мы уже получили 15 тысяч гривен, и нам ничего больше не должны.
Марина Новикова говорит, что обращались даже в Администрацию президента. Не помогли и выступления в СМИ:
— Письмо благополучно вернули сюда, в облгосадминистрацию, где все просто утонуло. Мы обошли все телеканалы города, ровно месяц назад было интервью на «Интере» и СТБ. Это бесполезно.
Сергею, который живет по соседству со зданием на Ясной, 10 и тоже пострадал от аварии, повезло больше, без жилья он не остался.
— Повреждены были стена, палисадник, машину побило. Единственное, чего удалось добиться, — это взаимозачет в расчетах с ЖЭКом — там согласились, что не будут взимать какое-то время коммунальные платежи. Для этого пришлось собирать много справок и чеков, упрашивать чиновников — больше унижений, чем помощи.
Справка «ОЖ»
Ракушечник — не приговор
Одной из главных проблем старых районов города нередко называют то, что они построены из ракушечника — материала не столь прочного и долговечного, как, скажем, камень, кирпич или бетон. Но ракушечник вовсе не низкокачественный материал. Специалисты нахваливают такие его качества, как тепло- и звукоизоляция. А еще — экологичность и, как ни странно, — долговечность!
Изъян один — чувствительность к влаге. Но и его несложно устранить с помощью современных гидрофобных растворов. То есть материал в целом неплохой, и это сразу замечаешь, когда в жаркий день заходишь в старые одесские дома из ракушечника. За ним просто надо следить — вовремя штукатурить, красить. А еще обновлять старые коммуникации.
Хроника падающих сооружений
Обрушение зданий в центральной части Одессы уже стало событием чуть ли не обыденным. Такое случается, как правило, раз в пару месяцев. С начала 2021 года Одессе произошло уже было несколько заметных обрушений.
- 3 февраля рухнуло ветхое здание возле моста Коцебу на Деволановском спуске, 11. Угол заброшенного дома упал, частично завалив лестницу, ведущую с моста вниз.
- 11 февраля обвалилась фасадная стена и крыша старинного здания на углу Торговой и Старопортофранковской. Обвалилась бывшая фабрика мороженого «Полярная звезда».
- 1 марта обрушилась часть памятника архитектуры на Нежинской, 16 — доходного дома Сретенской церкви 1879 года постройки.
Пять домов в Одессе обрушились в течение 2020 года:
- 9 апреля по адресу улица Канатная, 5 обрушилось левое крыло старинного дома.
- 7 мая произошло обрушение жилого дома на Польском спуске, 9. Были разрушены первый и второй этажи в правом крыле здания.
- 18 мая обрушилась часть дома старой постройки на улице Торговой, 20. Обвал части дома произошел по вине застройщика.
- 21 мая обвалился двух-этажный жилой дом, расположенный по адресу улица Среднефонтанская, 29.
- 10 июня обвалилась часть здания на улице Ясная, дом 10, в районе Французского бульвара.
Ранее мы рассказывали о печальной статистике рухнувших домов в Одессе, начиная с 2015 года.