Как «Куяльник» становится круглогодичным курортом?
В санатории «Куяльник» продолжаются работы по реконструкции и созданию комфортных условий для пациентов, в первую очередь — людей с ограниченными двигательными возможностями. В марте этого года в поликлинике санатория были открыты три новых отделения — ванное, для грязевых компрессий и кишечных промываний. Несколько дней назад в поликлинике начало работать и электрогрязевое отделение. Но главное — курорт переходит на круглогодичный режим.
Зачем нужен внеочередной ремонт?
— Новые отделения нас очень выручают, — говорит главный врач санатория Валентина Никитушкина. — Инвалидам комфортно, им есть, где развернуться. Главное — больше не надо проходить большие расстояния, преодолевая по пути в грязелечебницу различные преграды. Теперь в одном блоке они принимают все назначения — грязевые компрессы, грязевые ванны, ванны с добавлением целебных трав и другие процедуры.
Сейчас в санатории находятся около тысячи человек, в том числе 200–250 спинальников. Люди приезжают в «Куяльник» не только изо всех концов Украины, но и из других стран — Беларуси, Молдовы, России.
Что же касается переселенцев из восточных областей страны, то все они предупреждены о том, что до 1 октября должны покинуть санаторий, так как корпус №1, в котором они размещались на протяжении более двух лет, вынуждены закрыть на ремонт. Здесь осталось еще около 300 человек, но люди постепенно переезжают в геронтологический центр на жилмассиве Котовского, а также в другие учреждения Одессы и области.
— Первый корпус нам срочно необходимо приводить в порядок, потому что он доведен до катастрофического состояния и имеет неприглядный вид — повреждено лифтовое оборудование, линолеумные покрытия во многих местах оборваны, в номерах грязно, — поясняет главврач. — Мы понимаем, что санаторий должны будут покинуть социально неустроенные люди — переселенцы и инвалиды. Но эта мера вынужденная. Мы не можем допустить, чтобы пострадала материальная база санатория, который на восстановление целого корпуса должен изыскивать немалые средства.
В чьих руках здоровье пациентов?
Сейчас в санатории осуществляют лечение по четырем основным профильным направлениям. Здесь лечат заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата, женские и мужские болезни. Пациентам помогают справиться с болезнями артрологи, терапевты, курортологи, гинекологи, урологи и другие квалифицированные специалисты, более 60% которых имеют высшую врачебную категорию.
Но, несмотря на укомплектованность учреждения кадрами, потребность в специалистах есть. Прежде всего, в методистах лечебной физической культуры (ЛФК), которые могли бы индивидуально работать со спинальными больными. Но это проблема всех санаториев — специалисты по реабилитации больных нужны везде.
Для лечения в санатории используется самая современная медицинская аппаратура, которая постоянно обновляется, несмотря на постоянно растущую стоимость медтехники. Санаторий не жалеет средств на эти цели, стараясь идти в ногу со временем и повышать уровень курортного сервиса. К примеру, две недели назад для кабинета электрогрязевого лечения были приобретены два аппарата «Поток» и один «Амплипульс».
— По словам наших пациентов, после открытия в санатории новых отделений качество обслуживания заметно повысилось, — рассказывает заместитель главврача по технической работе Владимир Ремесков. — Больше всех, конечно, довольны инвалиды, которым теперь не надо будет преодолевать почти полукилометровую дистанцию, чтобы добраться до грязелечебницы.
В поликлинике для спинальников созданы все условия — современный интерьер, просторные помещения, новое оборудование. Все это способствует эффективному лечению. Поэтому большинство людей предпочитает сейчас принимать процедуры не в грязелечебнице, а в поликлинике. Тем более что здесь же они могут получить и другие услуги, включая посещение врачебных кабинетов. А кроме того, по отзывам сотрудников «Куяльника», в новых отделениях и работается по-новому, с хорошим настроением, которое чувствуют и пациенты.
Как курорт экономит ресурсы?
В санатории сейчас решили задачу по экономии денежных средств. Водогрязелечебница — крупный и старый объект, потребляющий повышенный объем энергоресурсов для отопления, подогрева лиманной рапы и грязи. Но в новых отделениях используется более эффективная схема. Поэтому зимой, скорее всего, работа грязелечебницы будет приостановлена. Функционировать будет только поликлиника, а все сэкономленные средства санаторий направит на другие цели.
— Мы продолжаем работать и над уменьшением потерь тепла. Около трех лет назад в санатории ввели в строй современную котельную, соединенную с первым и вторым корпусами хорошо изолированной теплотрассой, — рассказывает Владимир Ремесков. — Но котельная, обслуживающая поликлинику, находится от нее далеко. Это почти километр устаревших тепловых сетей. Условия эксплуатации теплотрассы очень сложные — она проходит по подвалам грязелечебницы, где большая влажность, испарения рапы и сероводорода. Все это очень сильно повреждает трассу. Поэтому сейчас мы планируем построить еще одну котельную — вблизи поликлиники. Это значительно сократит расстояние по транспортировке тепла и позволит нам неплохо экономить.
Также в санатории рассматривают целесообразность использования твердотопливных котлов. Но, по всей видимости, будет выбран вариант, при котором один котел в котельной будет работать на газе, а второй — на твердом топливе.
Кроме того, в «Куяльнике» уже практически завершены работы по внедрению новой схемы водоснабжения.
— Мы прокладываем новую линию водопровода — будем «кольцевать» подачу воды. Сейчас она поступает к нам по схеме «водонасосная станция — корпус №1 — корпус №2 — поликлиника — грязелечебница — котельная». Мы ее усовершенствовали, проложив новую линию — от водонасосной станции ко Дворцу культуры и поликлинике — и теперь вода будет сразу подаваться в водогрязелечебницу и котельную, — поясняет Владимир Анатольевич. — Такая схема более надежна — если возникнут какие-то повреждения на старой линии, то мы сможем обеспечивать бесперебойную подачу воды, не нарушая графика процедур.
В санатории проводится большая работа по озеленению. По сути, здесь создается новая парковая зона. И хотя вода нынче дорогая, часть средств будет тратиться на полив, ведь красивые клумбы и кустарники — одна из важных составляющих курортного сервиса.
Пуск морской воды в Куяльницкий лиман, который был осуществлен около трех лет назад, положительно отразился на качестве лиманной воды. Как считают сотрудники санатория, если бы этого не сделали, то, скорее всего, лиман бы полностью высох. Курорту свежие водные ресурсы очень помогли, ведь из-за катастрофического обмеления лимана условия добычи лиманной грязи были очень тяжелые. В «Клиническом санатории им. Пирогова» надеются, что года через три уровень воды в лимане полностью восстановится.
Лучшие из лучших
Трудовая биография многих врачей санатория им. Пирогова насчитывает не одно десятилетие.
К примеру, заведующая водогрязелечебницей Тамара Таир работает более 33 лет. Тамара Георгиевна, как говорится, человек на своем месте и досконально знает свою работу, а накопленный опыт позволяет ей максимально использовать свои знания.
Более тридцати лет «куяльницкого стажа» и у другого ветерана санатория — заведующей курсовым отделением поликлиники Екатерины Николаевны Кравец. Немногим меньше — около тридцати лет — трудится на «Куяльнике» уролог Вадим Александрович Василевский. А врач-физиотерапевт Александр Самуилович Мальченко, хотя в санатории сравнительно недавно, но в системе курортологии работает уже более сорока лет.
Довольны пациенты санатория и гинекологами — заведующей гинекологическим отделением Мариной Васильевной Матузенко и акушером-гинекологом Тамарой Иустиновной Морванюк, которые также работают в санатории более тридцати лет. Их коллега Марина Васильевна Болгарова в курортной системе тоже не новичок, работает в «Куяльнике» уже почти двадцать лет. Она начинала санитаркой, работала медсестрой, затем поступила в медицинский университет, а после окончания вуза вернулась в «родные пенаты».
Как оздоровиться вечером?
— Открытие новых отделений было правильным решением, они себя полностью оправдали, — говорит директор ДП «Клинический санаторий им. Пирогова» Араик Погосян. — Работа по расширению производственной базы продолжается. Межсезонье у нас получится очень коротким, потому что ввод новых отделений, как мы и обещали нашим пациентам, позволит санаторию спокойно работать и зимой. Возможно, лишь на пару недель возьмем тайм-аут, чтобы почистить котельное оборудование.
Руководство «Куяльника» уже оповестило о круглогодичном режиме работы все социальные фонды. Также информацию разместили на интернет-сайтах. И уже сейчас люди бронируют себе места.
Еще один важный проект, который сейчас продвигает санаторий, — «Вечерний Куяльник».
— Мы стараемся строить работу таким образом, чтобы без ущерба для обслуживания наших пациентов санаторий мог функционировать с максимальной эффективностью, — говорит Араик Погосян. — Раньше в вечернее время пациентов мог принимать только бассейн. Сегодня стали доступны гидромассаж, грязевые компрессы, физиотерапевтические процедуры с помощью гальванических токов и другие услуги. Сейчас наше учреждение работает до 20.00, а с наступлением холодов сможет принимать людей до 21.00. Так что ждем у себя всех желающих, кто после напряженного рабочего дня захочет снять усталость и немного оздоровиться.