Сегодня по улицам Одессы несутся 142 тысячи официально зарегистрированных автомобилей. Но мало кто из водителей знает, что нынешним летом исполняется 125 лет со дня появления первого автомобиля в нашей стране. И произошло это именно в Одессе.
Первый автомобиль империи
Одесса официально носит звание первого города в Российской империи, где появился автомобиль. Осенью 1891 года он выкатился из ворот морского торгового порта, где разгружался пароход прибывший из Марселя. В машине фирмы Panhard-Levassor с двигателем фирмы Benz сидели двое — водитель и владелец автомобиля, которым был редактор газеты «Одесский листок» Василий Васильевич Навроцкий.
Редактор «Листка» был человеком с авантюристической жилкой, фантазером и придумщиком, который интересовался различными техническими новинками. Во Франции он увидел автомобиль и оторвать взгляд от него уже не смог. Навроцкий купил авто и привез его в Одессу. Публичное представления автомобиля горожанам состоялось на Дерибасовской.
Редактор «Одесского листка» Навроцкий активно использовал автомобиль не только для собственного удовольствия, но и для работы — он доставлял журналистов и фотографов на место событий раньше конкурентов. Позже машина получила постоянную прописку в редакционном гараже.
Интересно, что Навроцкому было строго-настрого запрещено выводить свой экипаж на городские улицы по ночам. А немногим позже в «Одесском листке» была опубликована статья с гневным фельетоном о том, что за нарушение общественной безопасности и «чрезмерную» скорость (около 25 километров в час) владелец автомобиля Навроцкий получил строгое внушение от околоточного пристава.
Вторым обладателем авто в Одессе стал летчик Сергей Уточкин, который был не только главным российским авиатором, но и активным членом «веломоторного двора». Брат Сергея Исаевича Николай выиграл в Монте-Карло большую сумму и купил в подарок Сергею трицикл — автомобиль на трех колесах, а немного позже Уточкин приобрел четырехколесное авто. А во время гонки «Одесса – Овидиополь – Одесса» Уточкин установил рекорд скорости, разогнав свое авто до скорости 61 верста в час (65 км/час).
После появления в Одессе первых автомобилей в городе начался автобум. Одними из первых «самодвижущие экипаэи» фирмы «Бенц» приобрели одесские домовладельцы семейства Анатра и купец Федор Андреевский.
Автомобиль в Одессе появился, но вот названия у него не было — слово «автомобиль» на тот момент еще не придумали. И для диковинного транспортного средства придумывали не менее диковинные названия: «самоход», «самокат», «автопер», «автогон», «мотор», «механический экипаж», «циклонет».
«Безлошадные экипажи» основательно вошли в жизнь города. И наряду с извозчичьими фаэтонами на резиновых шинах, дрожками и конкой стали полноправными участниками дорожного движения в Одессе. Уже в 1910 году путеводители по Одессе предлагали проехать по городу в автомобилях с таксометрами по цене 10 копеек за 1 версту. Правда, тут же следовало предостережение: «Покуда удовольствие это еще слишком дорогое».
В Одессе в начале второго десятилетия ХХ века открылись почти 20 представительств и отделений всевозможных иностранных автомобильных фирм. И самой лучшей рекламой им послужил открытый 15 апреля 1912 года автомобильный салон, устроенный Одесским автомобильным обществом в помещении на улице Греческой, 48. Салон вмещал в себя несколько отделов. В первом — фирмы демонстрировали все типы автомобилей (в том числе и грузовики), существовавшие в то время в городе. Шины, масла, непромокаемые плащи и костюмы были выставлены в другом отделе. И наконец, в третьем отделе салона была представлена литература: книги, брошюры и другие издания по автомобилизму.
А в начале XX века автомобильный рынок в Украине начал расти просто гигантскими темпами. Например, если в Одессе в 1904 году было только 47 авто, то уже к 1912 году по улицам города разъезжало 238 автомашин.
В 1911 году Одесская городская управа выдала 101 билет на право управления автоматическими экипажами на улицах полумиллионного города (один автомобиль приходился примерно на 5000 жителей). Билеты частным лицам и предприятиям выдавались и переоформлялись ежегодно. Автовладелец подавал в городскую управу запрос, где отмечал свои персональные данные. А чиновники управы записывали в анкету основные характеристики авто: размеры, вес, допустимое давление на ось, тип двигателя и мощность (вид топлива, числа лошадиных сил и оборотов в минуту), информацию о типе тормозов и звуковых сигналов, а также фабричный номер автомобиля.
После того чиновники проверяли техническую исправность автомобиля и навыки шоферов, изымали старый водительский билет и выдавали новый на один год.
Первое время автомобилей в Одессе было еще не слишком много и об угонах авто злоумышленники не думали. Первые угонщики появились только во времена гражданской войны. Известно, что в 1919 году в Одессе чекист Лацис реквизировал автомобиль «Панар-Левассор» у норвежских дипломатов, которые тут же «настучали» на него Ленину, и автомобиль пришлось вернуть.
Берегись автомобиля!
Автомобильной инспекции и светофоров в конце ХІХ – начале ХХ века не было и в помине, а дорожная разметка появилась через пятьдесят лет после автомобилей. Но владельцы первых одесских автомобилей, если верить полицейским сводкам, сплошь и рядом были автохулиганами. Автомобили врезались в трамваи, совершали наезды на людей на тротуарах, переезжали гусей и коров, крушили тумбы для объявлений. Газеты публиковали заметки и репортажи об автолихачах.
• «Мчавшийся по Дерибасовской улице автомобиль Г.Анатры «Изото Фраскини» на углу Гаванной толкнул дрожки, на которых сидели жена капитана госпожа Яблоновская с прислугой и ребенком. От сильного толчка седоки выпали на мостовую, но к счастью, отделались незначительными ушибами. В дрожках были сломаны оглобли».
«Одесские новости», март 1910 года.
• «Вчера днем на улице Кондратенко с Ришельевской меделнно спускался вниз к Польской извозчик, везший студента Булгакова. В то же время по Пушкинской по направлению к бульвару мчался автомобиль с четырьмя седоками. Несмотря на то, что извозчик удерживал лошадь, автомобиль проскочив, задел морду лошади, выбивал ей все зубы. Нагнать автомобиль не удалось и он скрылся, свернув на Николаевский бульвар».
«Одесские новости», март 1910 года.
Автомобиль Panhard & Levassor («Панар-Левассор») — одна из первых моделей легендарной французской фирмы. Двухместная открытая машина имела расположенный сзади двухцилиндровый V-образный мотор Daimler мощностью 3 лошадиные силы и объемом 1030 см.куб., благодаря которому авто было способно разогнаться до скорости 30 км/час. Кстати, именно из-за этого мотора историки ошибочно считали, что марка первого автомобиля, появившегося в Российской империи, — Daimler или Benz.
В автомобиле было только два места. Вместо руля был рычаг, похожий на те, которые используют в лодках. Взявшись за него обеими руками, водитель с поворачивал авто в нужную сторону. Деревянные колеса со сплошными каучуковыми шинами производили характерный громкий стук по булыжной мостовой, который вкупе с рычанием четырехтактного мотора наводил ужас на обывателей.
Автомобиль стоил приблизительно 500–600 рублей. За такие деньги 1890-х годах можно было купить семь-восемь карет с лошадьми.
Первые одесские автогонки
Интересно, что первые автомобильные гонки в России тоже были организованы в Одессе. В 1907 году при поддержке торгового дома банкиров «Анатра» были организованы соревнования, в которых принял в них участие и представитель «спонсоров» — Артур Анатра.
Стандартный экипаж гоночного автомобиля в то время состоял из водителя и автомеханика. Хрупкие автомобили часто ломались, поэтому текущий ремонт приходилось делать под открытым небом. Маршрут первых автогонок из Одессы в Николаев и обратно пролегал по грунтовой дороге, плохо приспособленной для автомобилей, поэтому из 17 экипажей до финиша добрались немногим более половины. А двое из участников гонки даже умудрились заблудиться и приехали на финишную точку через три дня после старта.
Спасибо за статью. Наверное можно было бы открыть рубрику по истории города, основанную на публикациях прессы прошлых столетий. Всем удачи в поисках и в жизни.