Если вы живете в Одессе, то автомобиль для вас — не только средство передвижения, но и постоянная головная боль. Нужно думать, как проехать, почем заправиться, где припарковаться. Не обрадовало водителей и недавнее решение коммунального предприятия «Парксервис» поднять тариф на парковки с 5 до 7 гривен. Эксперты утверждают: требования будут ужесточаться, а со временем станут еще жестче.
Неуважаемый закон
Ситуация с автотранспортом в центре Одессы и на некоторых улицах спальных районов близка к критической. Машины паркуются везде — на обочинах дорог, тротуарах, во дворах. Нельзя ни проехать, ни пройти.
Административный кодекс предусматривает за парковку в неположенном месте штраф от 255 до 340 гривен. Но в Одессе само слово «штраф» звучит абсурдно.
— В будний день в исторической части города на улицах стоит до 15 тысяч автомобилей, а легальных мест парковки — менее 2 тысяч, — рассказывает Дмитрий Сидорин, эксперт по городскому хозяйству. — Неудивительно, что нарушают все. А потому ни штрафы, ни повышение тарифов на парковку нам не страшно: даже если транспорт нарушителей будет забирать эвакуатор, люди выйдут из положения, паркуясь на тротуарах.
— Нельзя штрафовать «за все», — поддерживает ее автолюбитель Константин Осинский. — Если бы у нас были знаки, например, запрещающие парковаться локально (на определенной стороне улицы) или если бы за нарушение действительно штрафовали, то порядка было бы больше. Наказания будут действенны, если предложить водителям альтернативу.
Между тем, «парковочный бардак» создает много аварийных ситуаций. Автомобилисты часто паркуются менее чем в 20 метрах от пешеходного перехода, а то и на самой «зебре» — это создает опасность для пешеходов. Кое-кто останавливается посреди остановки, мешая проезду транспорта, а отдельные оригиналы — посреди «кармана» для маршруток. Очевидно, что такие водители уверены, что это сойдет им с рук.
Наиболее острая ситуация как с парковкой, так и с проездом сложилась в центре Одессы. На улице Большой Арнаутской и Адмиральском проспекте много проблем создают машины на обочинах. В начале улиц Базарной, Успенской и Троицкой невозможно выехать на тротуар — все запарковано. На улицах Канатной и Садовой от тротуара почти ничего не осталось и потому здесь пешеходам очень неуютно.
К слову, во многих из перечисленных «горячих точек» легальных парковок почти нет, или же они рассчитаны на 5-7 мест.
Одесса — не первый город, столкнувшийся с проблемой парковок. В мире опробовано множество способов упростить жизнь и водителям, и пешеходам. Все они жестки и поначалу вызывали бурю негодования. Потом все убедились, что так становится лучше.
Чаще всего вводится ограничение на въезд автомобилей в центр. Например, в Париже машины с четными-нечетными номерами могут приезжать в определенные районы через день. А в 10-миллионной Джакарте никто ничего не запрещает, но если вы припаркуетесь в неположенном месте, специально уполномоченный работник полиции проколет вам шину. С такими правилами человек хорошо подумает, нужен ли ему в городе автомобиль или лучше воспользоваться услугами общественного транспортом или пересесть на велосипед. Кстати, жители больших городов все чаще выбирают последнее.
— Нам тоже предстоит пройти этот путь. Придется ввести строгие ограничения на парковку в центре и сделать проезд автомобилем по центральным улицам города максимально дорогим. Иначе Одесса очень скоро рискует стать «непроходимой» ни для частного, ни для общественного транспорта, — полагает Дмитрий Сидорин.
Сегодня в Одессе одно авто приходится на шесть горожан. В больших городах Европы это соотношение составляет 1:2, а в среднем по странам бывшего Союза в городах с населением около миллиона человек — 1:4. Но, очевидно, что даже нынешнего уровня автомобилизации Одесса уже не выдерживает. В нашем городе так и не была создана сеть скоростных магистралей непрерывного движения, которая полагается любому городу-миллионнику. Да и устроить машину «на ночлег» в Одессе негде – паркинги у нас не прижились. Оказалось, что водителям гораздо выгоднее ставить машину где попало, чем выкупать место за 10-12 тыс. долларов или арендовать его за 500 долларов в год.
Большие ограничения накладывает и советская практика градостроительства. По сравнению с европейскими и американскими городами, в Одессе высокая плотность населения, большие кварталы и редкая сеть дорог. На проезжую часть в нашем городе приходится всего 3% территории, тогда как, к примеру, в Москве – 6%, в Лондоне – 8%, а в Лос-Анджелесе – более 20% городской площади.
Как видите, «американская мечта», когда каждый самостоятельный человек может иметь свой автомобиль, для нас пока недостижима — уж слишком велика опасность навсегда остановиться в пробке.
Проблемы с транспортом в Одессе начались еще в 70-х годах прошлого столетия, когда количество зарегистрированных машин в городе не превышало 25 тысяч.
— В это время в газетах начали появляться жалобы на загазованность, незаконную парковку и гаражи-самострои во дворах, — рассказывает краевед Сергей Федотов. — С другой стороны, автолюбители в это время живо обсуждают устройство гаражных кооперативов. На улицах Жолио-Кюри и Ицхака Рабина начали образовываться городки на тысячи машин. Но автопарк рос с опережением, и когда зимой 1986 года милиция провела рейд по незаконным парковкам, только в Центральном районе (между улицами Преображенской и Старопортофранковской) пришлось оштрафовать 500 водителей, а в Приморском районе штрафу подверглись двести автовладельцев.
Отметим, что по экспертным оценкам, сегодня в городе втрое больше машин, чем во времена «Перестройки», а вот рейдов уже никто не проводит.
Более 160 000 автомобилей зарегистрировано сейчас в Одессе (данные — ГАИ г.Одессы).
Михаил ДЕНИСЕНКО
Уберите парковку на тротуаре дома по ул. Старопортофранковская №97 ! Здесь паркуют транспорт , приезжающие за покупками в «Обжору», которая находится метров в 50-60, круглосуточно, это мешает и жильцам и пешеходам. Писали и советнику мэра , и в управление благоустройства, и в райисполком = только отписки.
есть самый верный способ — убрать эти автомобили, заменить лошадками