Одесские дворики… Словосочетание все больше уходит в прошлое. Город меняется. Небольшие улочки, созданные в основном для пешеходных прогулок 200 лет назад не могут справиться с постоянно возрастающим потоком транспорта.
Но изменилась ли Одесса внутренне?
Снаружи – привычные фасады, обезображенные современными рекламными вывесками. За этими фасадами находится совсем другая Одесса. Это именно та Одесса, которую еще застали и помнят старожилы. Это та Одесса, которую мы знаем благодаря классике советского кинематографа. Только несколько обветшавшая…
Одесские дворики – уникальное явление, пока еще существующее в единственном уголке Земного шара, в пока еще молодом городе, в который возвращаешься, куда бы не закинула тебя судьба.
Фактически, одесские дворики нечто среднее между прихожей и общим тамбуром. В них часто происходят застолья по случаю или без случая. Пригожим весенним или летним днем на лестницах, которые опоясывают дворик, собираются одесситы – подышать свежим воздухом, послушать новые сплетни. В таких двориках жизнь идет размеренно и неторопливо.
Перед тем как зайти в одесский дворик несколько секунд стоишь в нерешительности – «А не вторгаюсь ли я в частную жизнь людей?». Но краеведческий пыл заставляет заглянуть во дворик – вдруг в этом дворике обнаружится что-то интересное, давно забытое, ждущее нового открытия.
В маршруты по Одессе мы с собой брали блокноты для записей и фотоаппараты. Жители дворов встречали нас по-разному: некоторые принимали нас за чиновников, и тут же начинали выкладывать все свои жилищные проблемы. Показывали разрытый и так и не починенный водопровод, обваливающиеся стены. Внимательно следили чтобы мы все сфотографировали. В других дворах нас встречали настороженно-враждебно – считали, что после нашего наш прихода вскоре появятся бульдозеры, которые сметут их дома.
Но часто местные жители помогали нам восстановить исторические данные. В одном из двориков на улице Пастера местные жители помогли восстановить дату на старинном колодце (часть цифр отсутствовала).
В одном из дворов дворе на улице Садовой местные жители рассказали нам, что в их дворе еще два года назад был старинный колодец, но его засыпали. Мы опоздали всего на два года, а часть одесской истории утрачена навечно.
Что останется от исторических памятников в Одессе лет через двадцать? Сумеем ли мы сохранить колорит одесских дворов? Как будет развиваться архитектура города?.. Что-то сохранится. Что-то исчезнет навсегда. Но это уже будет совсем другая история…
Как освещали Одессу?
Газовое освещение в Одессе появилось в середине 19 века. В ноябре 1850 года в городе работали 24 газовых фонаря, которые освещали несколько центральных улиц города. А в 1865 года в Одессе открылся первый в Украине газовый завод бельгийской фирмы «Ридингер». Завод производил искусственный газ, использовавшийся в том числе и для освещения улиц и площадей Одессы.
Даже сейчас, по прошествии многих лет в Одессе можно найти материальные свидетельства эпохи газового освещения. По мнению краеведов, старинных газовых фонарей в Одессе осталось не больше десяти. Большая часть из них находятся не со стороны фасада, а во дворах.
Такие фонари остались на улицах Екатерининской, Дерибасовской, Пастера, Ланжероновской, переулке Ляпунова. Более других сохранился газовый фонарь на доме Габаевой (улица Уютная, 4). Этот дом построил в 1901 году грузинский князь из древнего рода Иван Андреевчич Габаев (Габашвили). Сейчас этим домом владеют потомки князя.
Говорите ли вы на эсперанто?
Одним из самых необычных памятников в Одессе является единственный в Украине памятник Людвику Заменгофу, создателю языка эсперанто. Интересен он не только тем, что расположен в самом сердце Одессы (во дворе дома №3 по улице Дерибасовской) и периодически полностью завешивается сохнущим бельем.
Его история началась в 1950-х годах, когда одесский скульптор Николай Блажков, живущий в этом дворе, получил из Польши заказ на бюст Заменгофу. Скульптор заказ выполнил, а заказчики за ним так и не явились. Бюст долгое время пылился у скульптора в подсобке, о него частенько спотыкались посетители. Но однажды к скульптору пришли соседи и спросили: «Можно мы вашим Карлом Марксом подопрем крышку колодца, чтобы дети в него лазили?».
С тех пор в Одессе появился единственный памятник в мире, стоящий на колодце. Так памятник простоял с 1959 года весь советский период, хотя Доктор Эсперанто (псевдоним Заменгофа – авт.) был в СССР запрещен – в Одессе многие советские запреты просто игнорировались или забывались. В 2008 году мраморный оголовок старинного колодца убрали, а вместо него поставили постамент. Однако до сих пор скульптура продолжает стоять на колодце, в котором, как и 100 лет назад, все еще плещется вода…
Дмитрий ЖДАНОВ, краевед
Что и говорить: Одесса — это «совсем другая история» 🙂
Знаете, есть желание самому отправиться в прошлое и своими глазами посмотреть, какая была Одесса много лет назад, потому что то, что пишут историки, конечно хорошо, но лучше один раз увидеть. Где наши великие и ученые мужи, готовые организовать экскурсии в прошлое? Хочууууу!
Да одесские дворики — это чудо. Когда мои друзья из Польши приезжают, то первым делом просят поводить по дворам. Говорят, что у на даже коты во дворах другие. Такие себе — коты-философы.
Люблю свой дворик! Когда покупали квартиру, рассматривали только исторический центр. Да, все меняется, перестраивается и т.д. но никогда двор высотки-муравейника не сравнится с уютным одесским двориком!
Прекрасный город. Сколько бы сюда не приезжала, всегда чудесные впечатления. Тенистые улицы, маленькие дворики, где все друг друга знают. Берегите свой город! Второго такого нет.
У одесских двориков есть два врага: время, которое все рушит, и соседи, которые все застраивают пристройками и заборами!