Стихия есть стихия, и ее удары предусмотреть невозможно. Почти невозможно. 18 минут бушевал ураган 31 мая над несколькими районами Одессы. Повалено свыше трех тысяч деревьев, нанесен ущерб городскому хозяйству на 25 млн. грн., без электричества остались несколько сотен домов. Можно ли было минимизировать последствия бури, ломавшей и крушившей деревья, срывающей крыши с домов? Можно! Это утверждение бесспорно и учеными –экологами не оспаривается. Речь идет о том, что экологические прогнозы, которые ныне весьма активно и результативно используются во всем мире, в Одессе только финансируются из года в год из бюджетов различных уровней, но в жизнь не реализуются. Почему?
Экологический прогноз — предвидение последствий стихии
В Одессе в течение пяти лет существовала «Программа развития, сохранения и обновления зеленых насаждений города Одессы на 2009-2013 годы». А сегодня еще работают «Концепция развития парков Одессы», «Программа охраны и улучшения состояния окружающей природной среды города Одессы на 2013-2016 годы». О существовании этих документов многие депутаты Одесского городского совета впервые услышали на сессии 18 июня, где заслушивался отчет о реализации программы по сохранению, сбережению и обновлению зеленых насаждений. Отчет, с которым выступал на сессии директор департамента экологии и рекреационных зон Игорь Дербоглав, был депутатами одобрен. То есть деятельность городской власти по развитию, сохранению и обновлению земельных насаждений признана эффективной, активной, направленной на улучшение качества жизни одесситов. Согласитесь, что каждый из читателей может привести множество примеров и фактов, свидетельствующих о прямо противоположной картине.
Общая картина с зелеными насаждениями в Одессе даже на первый взгляд выглядит удручающей. Территория, занятая зелеными насаждениями всех видов , в пределах города составляет 5,4 тысяч гектаров. В Одессе площадь зеленых насаждений общего пользования недостаточна по сравнению с их нормативным обеспечением: при норме в 12 м2 на одного городского жителя фактически приходится 10 м2.
Сколько же в Одессе в настоящее время произрастает деревьев, кустарников? Сколько в городе травяных газонов, цветников, клумб? Никто назвать эту цифру не может даже приблизительно. Потому что Одесса — один из немногих городов в Украине, где до сих пор не проведена инвентаризация зеленых насаждений. Проводить перепись деревьев должны:
— бюро технической инвентаризации;
— предприятия и организации, которые имеют на это право;
— балансодержатели объектов благоустройства государственной или коммунальной собственности, которые имеют технические возможности, подготовленных специалистов.
Такая инвентаризация обязана проводиться по согласованию с исполкомом Одесского горсовета один раз в пять лет. Парадокс, но в Одессе за годы независимости подобная инвентаризация не проводилась ни разу. По материалам инвентаризации составляется паспорт объекта благоустройства, территории предприятий, учреждений, организаций на территории которых находятся зеленые насаждения. Данные паспорта объекта благоустройства составляют Реестр зеленых насаждений. Одесса — единственный областной центр, в котором отсутствует такой Реестр. А между тем, в программе развития, сохранения и обновления зеленых насаждений в Одессе четко указано, что одной из целей является проведение инвентаризации зеленых насаждений в Одессе. Она не была проведена, но бюджетные средства, судя по отчетам управления экологии и рекреационных зон городского совета, были использованы. Где искать их следы? В откатах?
Полная техническая инвентаризация зеленых насаждений предусматривает:
— определение общей площади, занятой объектами зеленого хозяйства, в том числе деревьями, кустарниками, цветниками, газонами, тропинками и т.п.;
— определение количества деревьев и кустарников по типам насаждений, видам растений, возрасту, диаметру деревьев и состоянию их содержания;
— определение стоимости объекта в целом и его отдельных участков;
— своевременное внесение изменений, которые произошли в зеленых насаждениях, в чертежи, технические паспорта.
Инвентаризация – процесс рутинный и направленный, прежде всего, на определение количества и качества состояния зеленых насаждений. Мало посчитать деревья и кустарники, парки и скверы. Главное состоит в том, чтобы поставить диагноз «зеленым легким» города: сколько деревьев необходимо из-за старости вырубить, дабы они не наделали беды даже при легком ветерке, не упали и не нанесли вреда жизни людей. Также нужно определить, какие деревья и где необходимо высадить, чтобы сохранить «зеленый баланс» Одессы. Ведь целью программы, выполнение которой было одобрено на недавней сессии Горсовета, должно было стать «охрана и сохранение зеленых насаждений, содержание их в здоровом упорядоченном состоянии, создание и формирование высокодекоративных, устойчивых к неблагоприятным условиям окружающей среды насаждений». Двух мнений здесь просто быть не может – эта цель программы не была достигнута. А на нее, согласно имеющимся документам, было предусмотрено выделение 260 млн. грн. Фантастическая сумма! И если бы она была использована по прямому назначению, то Одесса давно превратилась бы в цветущий город-сад.
Состояние зеленой зоны города уже давно вызывает беспокойство. В исторической части города аварийно опасных деревьев примерно 25%, насаждения здесь требуют немедленного формирования кроны, обрезки сухих, больных и поврежденных ветвей. Большая часть из них опасна для зданий, автотранспорта, электросетей (улицы Большая Арнаутская, Малая Арнаутская, Пушкинская, Ришельевская, Екатериненская, Канатная, Итальянский бульвар, проспект Гагарина).
Кто же должен заботиться о зеленых насаждениях? По привычке кивают на коммунальное предприятие (КП) «Горзелентрест». Действительно, содержание значительной части зеленого хозяйства возлагается на его плечи. Это КП отвечает за парки и скверы, а также за насаждения и деревья, размещенные на придомовых территориях жилых домов, находящихся на балансе Горсовета. Но деревья и кустарники, газоны, клумбы, растущие в зоне ответственности ОСМД, жилищных кооперативов, предприятий, заводов, учреждений, вузов, в частных домах – это забота этих учреждений и организаций. Неправильно апеллировать в вопросах содержания зеленых насаждений исключительно к «Горзелентресту».
Координаторами работы по развитию, сохранению и обновлению зеленых насаждений в Одессе выступают Департамент экологии и рекреационного хозяйства Одесского горсовета и КП «Горзелентрест». Какова роль этих координаторов? Взять, к примеру, вырубку деревьев и кустарников. В последнее время этот процесс стал носить практически неуправляемый характер. Топор дровосека звенит и на морских пляжах, в скверах и на проспектах. Штрафами браконьеров, уничтожающих зеленое богатство, уже не испугать – они готовы платить и платят за самовольно вырубленное средь бела дня дерево и уже не боятся ни милиции, ни общественности.
А между тем, еще в 2006 году Кабинет министров Украины принял постановление «Об утверждении порядка удаления деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории населенного пункта». В Одессе удаление зеленых насаждений осуществляется по приказу уполномоченного исполкома Одесского горсовета на основании ордера. Получение такого ордера происходит поэтапно.
1. Необходимо письменное заявление о желании срубить дерево или кустарник. К заявлению прилагается схема размещения зеленых насаждений (копия направляется в «Горзелентрест»), которые подлежат удалению.
2. Создается комиссия по удалению указанного в заявлении зеленого насаждения. Деятельность комиссии координируется исполкомом Горсовета. Комиссия в пятидневный срок (в случае, если количество деревьев превышает 50 или площадь участка свыше 1 гектара – в десятидневный срок) после поступления заявления устанавливает состояние зеленых насаждений и составляет акт обследования зеленых насаждений.
3. Акт в четырех экземплярах отправляется на согласование в вышестоящий орган экологического контроля. Три экземпляра согласованного акта возвращаются в комиссию, один из которых передается лицу или организации, которые будут сносить зеленые насаждения.
Сложная процедура? Возможно, но как же иначе? Ведь речь идет о «зеленых легких» города. Впрочем, о чем говорить, если у нас не соблюдаются элементарные «правил поведения» в зеленой зоне, принятых в нашем городе. Сплошь и рядом они не соблюдаются. К примеру, Правила гласят, что запрещается использовать газоны для стоянок и парковок автомобилей. Пройдите по городу — и в течение получаса насчитает только в центре Одессы полтора десятка таких стоянок. Автолюбители, на машины которых во время урагана упали деревья, обвиняют городскую власть в бездеятельности. А обвинять им надо, между прочим, самих себя, так как в правилах, что размещать автомобили на стоянках и парковках разрешается на расстоянии не менее 2,5 метров.
Правила благоустройства территории города Одессы, принятые в 2011 году запрещают развешивать на деревьях электрогирлянды, электропровода, наклеивать объявления и рекламу. За примерами ходить не надо. Из окон секретаря городского совета Олега Брындака, чья подпись стоит именно под этими правилами, хорошо просматривается Приморский бульвар, деревья которого обвиты электрогирляндами, сверкающими в ночи.
Деньги могли бы послужить иначе
Ураган, налетевший на Одессу 31 мая, поставил в первую очередь перед «Горзелентрестом» множество проблем, которые ранее не встречались в практике работы коммунальных служб. Например, какова дальнейшая судьба поваленных деревьев?
Подробнее об этом читайте в газете "Одесская жизнь" № 28.
«экологические прогнозы, которые ныне весьма активно и результативно используются во всем мире, в Одессе только финансируются из года в год из бюджетов различных уровней, но в жизнь не реализуются. Почему?»-потому что разворовываются денюжки!
Одессе выделили 27 млн грн, а что сделано? куда все утекло?Правильно, почитаем в Форбс
Весной прошлого году под руководством мастера участка №3 ЖЭО «Черемушки» по приказу начальника участка (со слов мастера) спилил живые, абсолютно жизнеспособные деревья. Причем, только орехи, которые посадили жильцы еще при вьезде в дом и, которым было около 50 лет.
Со спиленных деревьев аккуратно спилили ветки, стволы распилили на чурки и увезли в неизвестном направлении. Потом заставили дворников убирать эти ветки. Видимо, кому-то очень понадобились ореховые чурки и, видимо, за немалую плату.
На территории участка стоит масса деревье с большими сухими ветками, оставшимися еще со времен оледенения 80-х годов.
Жильцы пытались остановить этот произвол, но мастер продолжала выполнять указания начальника.
И только в этом году создали организацию, куда можно обратиться.
А кто вернет варварски спиленные живые деревья?
дербоглав слетел с должности.наверное.после этой публикации НЕ могли бы журналисты продолжить эту тему — куда деваются стволы и ветки упавших деревьев? Сколько деревьев будет высажено после стихии? и главное- проведет ли горсовет эту инвентаризацию через которую отмываются бюджетные деньги. НАШИ ДЕНЬГИ