Старобазарный сквер – зеленое пятнышко в самом сердце Одессы. 12 лет назад здесь появился памятник атаману Антону Головатому. Это первый памятник первостроителям Одессы – черноморским казакам, которые позже основали Кубанское казачество.
У меня к этому памятнику отношение особое, потому что я присутствовал при его рождении. Старинный мой приятель, заслуженный художник Украины Александр Токарев, казак кубанский по рождению, одессит по духу, днями и ночами искал образ будущего памятника. Мы с ним много спорили, не соглашались и соглашались. В творческих исканиях рождался образ памятника Атаману Антону Головатому.
Его открытие стало праздником для Одессы — на церемонии присутствовал президент Украины Леонид Кучма, звучал оружейный салют и торжественным маршем, чеканя шаг, проходила, отдавая дань уважения черноморским казакам, рота почетного караула. Но праздник остался в прошлом. Реальность сегодняшнего дня просто ужасна…
Бесхозное искусство
Сегодня памятник выглядит так, словно над ним ежедневно издеваются десятки вандалов. Исчезло стремя с лошадиного крупа, глаза коня разрисованы зеленой краской, чуб атамана регулярно красят в красный цвет. На боевых доспехах казачьего атамана – граффити, здесь же адреса телефонов девиц легкого поведения. Пьедестал, облицованный плиткой, разрушается на глазах. Груды мусора, пивных банок, собачьи экскременты – все это и есть сегодняшний интерьер памятника.
Не будем искать причины запустения и анализировать причины, толкающие вандалов издеваться над памятником монументального искусства. Они настолько очевидны, что вызывают удивление только одним: почему в Одессе у памятников нет, скажем так, «крыши над головой». Они ничьи. То есть большинство одесских памятников не стоят на балансе ни у одной организации. А следовательно в бюджете не выделяются средства на их содержание, ремонт и реставрацию. То есть они обречены на медленное умирание, разрушение.
На сегодняшний день155 памятников монументального искусства в Одесской области значатся в госреестре памятников охраны культурного наследия. «Бюджетный зонтик» и два управления по охране памятников культурного наследия – городское и областное – обеспечивают этим монументам охрану, надзор, ежегодные осмотры, «стирки» и химчистки.
А какова же судьба тех памятников, которые не удостоились чести быть занесенными в государственный реестр памятников культурного наследия? Как появляются в нашем городе памятники-новоделы? Кто в конце концов определяет личности тех людей, которые застынут в бронзе и мраморе на одесских площадях, скверах и улицах?
Скульпторы и художники в недоумении
1 января 2013 года вступил в действие закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Статья 28 этого Закона в пункте 5 определила, что «монументальная, декоративная и игровая скульптура» относятся к малым архитектурным формам. Эта норма закона вызвала состояние шока среди скульпторов, художников, архитекторов. Практически этим законом разрушается вся проверенная временем система создания монументальных скульптур и возведение их в населенных пунктах.
Впервые план монументальной пропаганды был выдвинут Владимиром Лениным в 1918 годом. В этом документе указывалось, что «памятники должны быть поставлены на бульварах, скверах с высечениями, выписками или изречениями на постаментах или антуражах, чтобы памятники эти явились как бы уличными кафедрами, с которых в массы людей летели бы свежие слова, будирующие умы и сознание масс».
Реализация ленинского плана монументальной пропаганды коснулась, кстати, и Одессы. На колонне, на вершине которой красовался памятник императрице Екатерине ІІ, появился бюст Карла Маркса.
Во времена СССР абсолютно все памятники возводились по следующей схеме:
-
Принималось соответствующее решение ЦК КПСС (обкома партии), Совета министров (облисполкома).
-
Объявлялся и проводился творческий конкурс по теме будущего монумента.
-
Градостроительные и художественные советы обсуждали, вносили изменения по проектам будущих памятников.
-
Выделялись средства из бюджета на строительство монументов.
-
Госкомиссия принимала в эксплуатацию построенных памятников.
Сегодня подобный порядок создания памятников и монументов, действующий в Украине с 2004 года, практически не работает. Ибо действие этого документа распространяется только на монументальные композиции, сооружаемые за бюджетные средства. Действующий сегодня Бюджетный кодекс Украины не предусматривает выделение средств на «скульптурные украшательства» населенных пунктов.
Памятник любимой теще
У каждого из появившихся в последние годы памятников Одессы – своя трудная и непохожая судьба.
-
Подарку Эрнста Неизвестного Одессе памятнику «Золотое Дитя», установленному на территории Морского вокзала, пришлось пройти долгий путь согласований, таможенных процедур и транспортных приключений, прежде чем он добрался до берегов Черного моря.
-
Памятники Леониду Утесову, Александру Пушкину, «Апельсину, который спас Одессу», «Жене моряка», Сергею Уточкину, автором которых является Александр Токарев, были оплачены спонсорами.
-
Памятник Исааку Бабелю сооружался по инициативе писателя Валерия Хаита и Всемирного клуба одесситов на собранные по всему миру благотворительные взносы одесситов. Их оказалось мало и помощь поступила из Российской Федерации, где отливался в бронзе памятник великому писателю.
Территориальная громада Одессы практически не имеет права голоса при решении вопроса о том какой личности или событию будет установлен памятник. Это решают власти, мнение одесситов в этом вопросе их или не интересует или безразлично. Что может сделать, скажем, Горсовет, в скульптурной политике? Единственное, что в силах депутатского корпуса – это «согласование места установления скульптурной композиции». И все!
Настало время выносить на суд общественности в соответствии с Уставом города Концепцию развития монументального искусства города, в которой предусмотреть перечень памятников, которые будут построены в ближайшие 25 лет. После обсуждения и одобрения одесситами, а не чиновниками, этой концепции можно будет говорить о том, что памятники в нашем городе действительно народные.
А какова же сегодня роль градостроительного и художественных советов? Они в соответствии с новым законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» не имеют отныне никакого влияния на «скульптурное поле» Одессы. Если памятники отнесены к малым архитектурным формам наряду с беседками, павильонами, рекламные информационные стенды, павильоны остановок общественного транспорта, то о каком заседании градостроительного или художественного совета может идти речь?
Как известно, размещение, сооружение и содержание малых архитектурных форм (МАФов) производится на основании закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов». МАФы, в состав которых входят скульптурные композиции, отныне не являются объектами архитектуры, а выполняют роль элементов благоустройства.
Понижение статуса монументов и памятников до уровня «малая архитектурная форма» на самом деле приведет к появлению на улицах, скверах и площадях города не украшающих Одессу сооружений, а вызывающе-невежественных композиций. Отныне любой человек, у которого появились «лишние деньги» может, получив согласование на место установки скульптуры, установить там памятник, скажем, любимой теще или преданной собаке. Художественный совет рассматривать проект такой скульптуры не обязан, градостроительный совет – тем более. Можно прогнозировать, что в ближайшие годы Одессу просто захлестнет вал скульптурного беспредела.
В действующих в настоящее время Правилах благоустройства города Одессы тема сохранения и обслуживания памятников, мягко говоря, обойдена.
Памятники, которые мы разрушаем
В 2007 году на Екатерининской площади месте памятника матросам-потемкинцам появился памятник основателям города. На сегодня, большую ценность для культурного наследия города имеет не сам постамент, а его части. Ведь памятник «Основателям Одессы» представляет собой скульптурную группу и находится на балансе музея А.В.Блещунова. По договору с Управлением по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета, музей А.В. Блещунова передал на хранение предметы государственной части Музейного фонда Украины для их экспонирования в составе скульптурной группы памятника «Основателям Одессы». Именно Иосиф де Рибас, Платон Зубов, Григорий Потемкин, а также Франц де Волан являются культурным наследием не только нашего города, но и всей Украины.
Поэтому, для сохранения исторического наследия города, Управлением по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета было принято решение охранять эти драгоценные части. Несколько лет подряд Одесский горсовет проводит открытые торги на охрану частей постамента, в которых могут принимать участие отечественные и иностранные участники на равных правах.
С 2010 года Госслужба охраны несет службу по охране культурного наследия на Екатерининской площади, ведь именно эта милицейская структура предложила городу выгодные условия для охраны объекта. Поэтому круглосуточно Иосифа де Рибаса, Платона Зубова, Григория Потемкина, а также Франца де Волана охраняют два милиционера. В их обязанности входит предупреждение любых посягательств на монумент.
В 2011 году было предупреждено пять попыток демонтировать драгоценные части памятника, в 2012 году — три. Все были вовремя предупреждены милиционерами охраны. Кроме охраны культурного наследия, правоохранители также охраняют и общественный порядок на площади.
В правилах благоустройства города Одессы четко прописано, что «комплексы и объекты монументального искусства являются элементами благоустройства». Органы местного самоуправления, то есть Городской совет, обязан определить балансодержателя памятника или скульптурной композиции. Соответственно, необходимо выделять и средства из городского бюджета на поддержание жизни бронзовых, чугунных, бетонных монументов. Практически у всех скульптурно-монументальных композиций города отсутствуют балансодержатели, то есть они ничьи. Почему, к примеру районные администрации или ЖКСы не могут взять их на баланс? Потому что памятники в Одессе строятся не на бюджетные, а на спонсорские средства. И потому местное самоуправление в соответствии с Бюджетным кодексом не могут взять памятники на содержание и осуществлять их эксплуатацию.
Взять, к примеру, памятник Исааку Бабелю. Площадь, примыкающая к памятнику, скамейки возле монумента были построены на бюджетные средства и обошлись городу чуть свыше 1 млн. грн. Отныне по закону площадь и скамейки будут находиться под контролем Приморской райадминистрации, а сам памятник великому писателю – ничейный: у него нет ни собственника, ни балансодержателя. Он и не подарок городу Одессе от Всемирного клуба одесситов и не имеет права на законную жизнь в городе – отсутствует акт государственной комиссии о принятии его в эксплуатацию.
Подробнее читайте в газете "Одесская жизнь" № 27.
Просто ужас! Получается, что если кто-то разрушит памятник, его наказать нельзя — у памятника нет хозяина. Грош цена такой власти, которая думает за народ, решает за народ. Придет время и народ решит за власть — что с ней делать. Врадиевка показала, что люди не всегда безмолствуют, они не быдло
Получается, что последний народный памятник в Одессе — Пушкину. Остальные нам навязали продолжают навязывать. Не удивлюсь, если бывший преподаватель научного коммунизма будет ратовать за установление памятника Карлу марксу и Фридриху Энгельсу. Мы в очередной раз поняли, что мы — быдло и правят нами негодяи, которым наплевать на собственный народ