Новости Одессы и Одесской области

«Сколько лет Одессе?»… Опять?

В газете «Одесская жизнь» (№3 за 2012 год) был опубликован материал «Античная карта» города: Сколько на самом деле лет Жемчужине у моря?». В нем автор Сергей Марин рассказал о древних поселениях, которые когда-то располагались на территории современной Одессы. Вскоре в нашу редакцию пришло письмо от одессита Анатолия Горбатюка, который решил высказать свою точку по данному поводу. Мы публикуем это письмо с некоторыми сокращениями.

«Вокруг этой темы возня началась в 1994 году, когда Одесса готовилась отпраздновать свое 200-летие. В газете «Юг» появились статьи под интригующими названиями «600, а не 200», «Одессе – 600!», а вскоре вышла книга молодого одесского историка Александра Болдырева «Одесi – 600». И молодой историк в этом заблуждении оказался не одинок: еще несколько его коллег в различных публикациях пытались доказать недоказуемое. Главным аргументом у них была цитата из книги известного историка XIX столетия Василия Надлера «Одесса в первую эпоху своего существования»: «Сохранилось полностью известие, что в 1418 году польский король Владислав отправил из Коцюбея несколько кораблей с хлебом к осажденному турками Константинополю». Коцюбей, как известно, — одно из названий турецкого поселения, на месте которого в самом конце XVIII века возникнет Одесса. Далее у ниспровергателей 200-летия идет ссылка на некую «Литовскую летопись» 1415 года, согласно которой уже в то время упомянутое поселение имело «…причал, таможню, маяк, то есть все атрибуты портового города… (курсив мой – А.Г.)». По поводу последнего утверждения я писал в книге «Дитя Европы»: «…даже если 600 лет назад здесь и была какая-то пристань, то откуда там взялась полная атрибутика портового города? Открыв энциклопедический словарь, наши уважаемые оппоненты – политологи и историки – смогут лично убедиться, что причал, таможня и маяк – далеко не все атрибуты города-порта. Разве вы поверили бы, что все атрибуты мужчины – это нос, глаза и уши? Еще чем-нибудь бы поинтересовались…».

Упомянутая «Литовская летопись» также вызывает очень много вопросов. Экспорт хлеба из Хаджибея зафиксирован единственным хронистом-поляком Яном Длугошем, который, по забавному стечению обстоятельств, появился на свет как раз в 1415 году, что вызывает некоторые сомнения о возможности написания им этой «летописи» как таковой. Кроме того, Длугош вообще не указывает, что происходило событие именно в 1415 году – может быть, раньше, может быть, позже…

Но если следовать подобным доводам вообще, почему не считать, что нашему городу не 200, а целых… 2500 «с хвостиком» лет? Ведь давно известно, что «…на том месте, где красуется теперь многолюдный и обширный город, находилось древнегреческое селение… гавань Истриан и… гавань Исиаков». Это писали в 1894 году два профессора – Анатолий Кирпичников и Алексей Маркевич – в книге «Прошлое и настоящее Одессы». Данный факт подтвержден и археологическими работами еще в 20-х годах XIX столетия: греческое поселение относится к V-III векам до н. э. Так чем не повод?

А можно пойти еще дальше, вполне обоснованно объявить датой рождения Одессы 647 год до н.э. и отпраздновать 2660 лет со дня ее основания, обойдя на целых 150 лет город Белгород-Днестровский! Потому что археологическими работами, которые недавно проводились профессором Андреем Добролюбским на Приморском бульваре, точно установлено: на месте Одессы некогда расцветал ее античный предшественник – греческий город Борисфен, основанный именно в 647 году до н.э.

Между прочим, почитателей «древней» Одессы я могу порадовать еще сильнее, предложив им на выбор две даты рождения города. Первая – V-IV тыс. до н.э., позволяющая организовать праздничные манифестации под лозунгом «Одессе – семь тысяч лет!», потому что именно тогда появилось Усатовское поселение. Вторая дата еще круче, она связана с нахождением древних пещер каменного века под Ильинкой или стоянки у Нерубайского – им не менее 30 тысяч лет. Представляете?..

А теперь опустимся на грешную землю, вновь вспомним всеми уважаемого профессора Василия Надлера и зададимся простым вопросом: почему Василий Карлович уже в те времена, когда город отмечал свое первое 100-летие, стал автором главы по истории нашего края юбилейного издания «К 100-летию Одессы». Понимаете, именно к сотому юбилею.

Кстати, чуть не забыл сказать самое главное: Хаджибей, на месте которого родилась Одесса, и тот, «литовский», Качибей – две большие разницы, как говаривали наши предки. Ибо никто не знает, где находился «литовский» Качибей, и был ли он вообще литовским. Вот так!

А теперь вспомним, что же известно доподлинно. А доподлинно известно, что да, действительно, возникновение какого-то селения в районе будущей Одессы относится ко второй половине 1300-х годов. Вот только серьезные исследователи его происхождение связывают вовсе не с литовскими корнями, а с именем татарского бека Хаджи (он же – Хаджибей, он же – Качибей), что вполне обосновано: в то время бескрайние степи Северного Причерноморья населяли кочевья различных орд. Древняя «Повесть о Подолье» прямо называет предводителя одной из орд Хаджибея в числе «отичей» и «дедичей» Подольских земель. Права Хаджибея, как и его потомков, на владение ими подтверждено ярлыками крымских ханов до XV столетия. То есть не вызывает сомнения факт владения землей беком Хаджибеем. А вот существовало ли здесь хоть какое-нибудь поселение – вот это вопрос, потому что ни один источник не указывает на существование у берега Одесского залива города или порта, и это еще раз вызывает сомнения по достоверности сообщения Длугоша. Более того, все свидетельства очевидцев ставят под сомнение не только местонахождение Хаджибея, но и сам факт его существования вообще – вплоть до XVIII столетия! Ни на одной из известных морских карт XIV-XVII столетий Хаджибей не значится, а в окрестностях современной Одессы приводится в разных написаниях одно и то же итальянское наименование – «Джинестра».

И еще несколько фактов. В 1421 году бургундский рыцарь и путешественник Жильбер де Ланнуа (заметьте: современник даты 1415 года, приводимой Длугошем) при описании черноморского побережья по пути из Монкастро (или Маурокастро – будущий Аккерман) до устья Днепра не видит здесь абсолютно ничего.

В 1578 году другой очевидец, польский посланник в Крымское ханство Мартин Броневский, видит развалины в устье Днестра. «Качибеево городище, как будто обрушившаяся земля, омываемое широким озером, находящимся возле моря и при устье Днестра».

Следующий известный нам очевидец – турецкий путешественник Эвлия Челеби. В 1656 году он описывает развалины, расположенные в 15 часах пути от устья Барабоя и в 14 часах от устья Тилигула: «Здесь некогда паслись овцы Ходжа Бая, который получил эти земли в награду за военную службу от султана Баязида» (очевидно, на рубеже XV-XVI веков).

И только в 1709 году камергер шведского короля Карла XII Густав Адлерфельд, сопровождавший своего патрона в бегстве из-под Полтавы в Бендеры, вскользь упоминает в своих записках «ничтожную татарскую деревушку» близ Куяльницкой пересыпи, даже не зная ее названия. Обращаю внимание: ни о каком порте или хотя бы пристани и речь не идет!

Впервые же поселок и крепость Хаджибей достоверно зафиксированы в 1766 году на плане русского разведчика Ивана Исленьева, который проник сюда под видом купца, чтобы собрать сведения о приготовлениях турок к очередной войне с Россией. Позднее они отмечены в «мемориале» писаря Семена Галицкого в связи с казацким набегом сюда осенью 1769 года. И общеизвестный факт: в 1765 году здесь была построена новая турецкая крепость – «Гаджибейский замок», захваченный русскими войсками летом 1774 года, потом возвращенный Турции и окончательно взятый в сентябре 1789 года Иосифом де Рибасом.

И наша красавица Одесса – не реконструированный турецкий поселок (землянки, укрытые войлоком, да несколько небольших домов, построенных из местного камня), а рожденный на его развалинах прекрасный город, который вскоре станет истинной жемчужиной Северного Причерноморья. Дату ее рождения точно указывает внучатый племянник Иосифа де Рибаса – Александр де Рибас – в своей книге «Старая Одесса»: «С благословения Гавриила*, в присутствии де Рибаса и де Волана, 22 августа (по старому стилю – А.Г.) 1794 года было положено основание нашего города. В этот день, по словам первого историка Одессы Апполона Скальковского, были заложены фундаменты: 1) Большого мола; 2) Малого жете (гавань для гребных судов), названного де Рибасом в честь графа Платона Зубова Платоновским; 3) эллингов и верфи для починки казенных судов; 4) двух пристаней с набережной для удобного приставания купеческих кораблей; 5) двух церквей во имя Святого Николая и Святой Екатерины, и была проведена первая борозда для фундаментов городских строений».

А для особо сомневающихся у нас есть еще одно неопровержимое свидетельство – рапорт главного строителя Города Франца Павловича де Волана в Сенат, датированный 27 января 1797 года, где он ссылается именно на эту дату («…устроение возымело свое начало 1794 года августа 22-й день»).

Вот теперь, кажется, все. Так что давайте готовиться к очередной – 219-й годовщине со дня рождения нашего города. А «античной карты» нашего города, по понятным уже причинам, нет и быть не может: Сергей Марин под этим названием поместил карту раскопок селений античного периода…».

Анатолий Горбатюк.

Особое мнение

Вся статья уважаемого Анатолия Горбатюка, которую вы только что прочли, как бы говорит нам, что никакого особого мнения здесь быть не может. Однако позволю себе в этом усомниться.

Вопросы истории — во многом вопросы подхода, исходной точки. Если вы хотите связывать свое прошлое только с периодом после основания Одессы — пожалуйста. Однако если вас интересует то, что происходило здесь ранее, — вам тоже никто это не запретит.

Можно ли сказать, что на территории современной Одессы до 1794 года было «чистое поле»? Нет, нельзя, с успехом доказывает Анатолий Горбатюк в своем письме. Хотя городом в современном понимании поселения, существовавшие здесь до указанной даты, конечно, не являлись.

Если вам, уважаемый читатель, интересна история родного края «от сих до сих» — это ваше право. Но утверждать, что историю можно ограничить определенной датой, по-моему, нельзя.

Подводя итог, хочу заметить, что те, кто считает свои слова истиной в последней инстанции, чаще всего и оказываются неправы.

Сергей Марин.


Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Пересипський.
Пересипський.
11 лет назад

автор тупе неосвідченне бидло. Дискутувати з таким немає жодного сенсу. Одне знаю, скоро в Україні буде стаття карного кодексу: За фальшування історії — страта!!!!!

Аноним
Аноним
11 лет назад

афтору на попе надо выжечь — 1794 навеки

Аноним
Аноним
11 лет назад

Двум первым комментаторам. В полі ватри горять вертайтесь в свои полонины и там жгите кодексы. Понаехало.

Сергею Марину. Не занимайтесь подменой понятий. Если речь за историю города-героя Одессы, то 1794 без вариантов. Если речь за историю местности, на которой расположена Одесса, то это несколько иное.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции