Белгород-Днестровская крепость оказалась в центре противостояния между муниципалитетом этого города и Одесским облсоветом. Чиновники никак не могут поделить, кому будет принадлежать твердыня, а главное – средства, выделяемые на восстановление памятника архитектуры. Древний Аккерман не первый год находится в плачевном состоянии и промедление с реконструкцией угрожает разрушением древних башен.
«Ничейная» крепость
Вопрос о том, кому принадлежит крепость, и кто должен платить за ее реконструкцию, многие годы оставался в подвешенном состоянии. За это время памятник медленно разрушался, денег хватало лишь на «латание дыр». Но в конце 2010 года ситуация изменилась.
Как пояснил мэр Белгород-Днестровского Игорь Нановский, Аккерман и ряд памятников архитектуры в городе передали облсовету в собственность без обсуждения с горожанами.
— У нас вызывает озабоченность та поспешность и непродуманность, с которой Одесский областной совет принял решение в отношении крепости и еще шестнадцати городских памятников истории архитектуры Белгорода-Днестровского, объявив их в декабре 2010 года собственностью территориальных громад Одесской области (Областного совета, — ред.), — заявил городской голова.
Снова о памятнике заговорили на сессии Одесского областного совета в пятницу, 18 февраля, когда выяснилось, что его передадут вновь созданному коммунальному предприятию «Фортеця», подчиненному региональному собранию. Эта позиция возмутила аккерманцев, ведь ранее предполагалось создать на базе крепости государственный заповедник, сродни Каменец-Подольскому.
— В Каменце целый город кормится за счет заповедника, так как сейчас, после реконструкции, он приносит огромную прибыль, — посетовал мэр. — Громада города Белгорода-Днестровского еще в 2008 году приняла Стратегический план социального и экономического развития города на период до 2017 года, в котором четко определено – единственной формой содержания и развития средневековой крепости должен стать Государственный историко-архитектурный заповедник. Решение же Одесского областного совета о создании на территории крепости коммунального предприятия «Фортеця» идет вразрез не только со Стратегией развития города, но и Государственной программы реконструкции.
Финансы поют романсы
Впрочем, в облсовете к заявлению мэрии отнеслись весьма скептически. Несмотря на то что, Белгород-Днестровская крепость является визитной карточкой города и ее ежегодно посещают сотни тысяч туристов, на ее содержание в муниципальном бюджете за последние десять лет не нашлось ни копейки.
— Деньги не выделялись ни от продажи экскурсионных билетов, ни от размещения торговых точек, ни от различных развлекательных мероприятий, — сетует начальник управления охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации Наталья Штербуль. — Все противоаварийные работы в последние годы проводились за счет областного и государственного бюджетов. Причем, львиная доля приходилась именно на областной.
В мэрии Белгорода-Днестровского сетуют, что рады были бы помочь крепости, но город сам дотационный, потому, чтобы выделить деньги, их сначала нужно откуда-то получить.
— Нам не выделяли на эти цели ни копейки, хоть мы и просили, откуда же нам их взять? — поделился с «ОЖ» Игорь Нановский.
У крепости была надежда получить необходимое финансирование от государства. Она вошла в программу подготовки к Евро-2012 (как один из туристических объектов). Но, когда Одессу исключили из списка принимающих городов, лишили помощи и Аккерман.
Зачем нужно предприятие?
Идея создания коммунального предприятия, а не заповедника принадлежит управлению охраны объектов культурного наследия. В нем утверждают, что так будет эффективнее.
— Почему КП, а не историко-архитектурный заповедник? Создание заповедника — это вопрос не одного месяца, а меры необходимо принимать срочно, — утверждает Наталья Штербуль. — Я занимаюсь проблемами крепости восемь лет и могу утверждать, что, учитывая возможности нашего бюджета, коммунальное предприятие — наиболее эффективная форма управления.
По словам чиновника, это позволит сразу же аккумулировать все средства на счете предприятия и направлять их на ее же содержание. А любое финансирование с госбюджета нужно будет долгие годы отстаивать.
Шашлыки долой
Наталья Штербуль поделилась и первыми планами по сохранению памятника, ведь ее ведомство будет осуществлять контроль за работой коммунальщиков.
— Сперва нужно обеспечить надлежащую охрану, чтобы предотвратить разворовывания крепостной кладки, — рассказывает специалист. — Затем – удалить с территории лотки с шашлыком и сигаретами, провести консервационные работы. И, наконец, продумывать конкретные действия по реставрации объекта, искать альтернативные источники финансирования.
Впрочем, пока все это выполнять некому. Ведь облсовет лишь создал предприятие, а вот директора не назначил. Кандидатура заместителя главы Суворовской райадминистрации Одессы Андрея Болдина (брат экс-депутата горсовета от Блока Эдуарда Гурвица «Наша Одесса») была отвергнута, а новую никто не предложил.
Аккерман-рекордсмен
Недавно археологи сделали сенсационное открытие. Оказывается, ров, который окружает древнюю крепость – самый глубокий в мире. Первоначальная его глубина – больше 20 метров, сейчас – около 10 метров. Ширина сооружения – 13-14 метров.
Ров, который окружает крепость с трех сторон, заполнялся с помощью специального накачивающего устройства водой из Днестровского лимана – он прикрывал сооружение с четвертой стороны. Благодаря использованию шлюзов, вода задерживалась внутри рва.
охуенно