История

Разрушенный одесский Морвокзал: тайна его строительства

Одесский порт — один из самых крупных в Украине. Его строительство началось одновременно с основанием города — в 1794 году. Долгое время город не имел достойного здания морского вокзала, и появилось оно только в 1968 году.

Напомним, ночью 25 сентября российская ракета уничтожила отель «Кемпински-Одесса» на Морском вокзале Одессы. С 2011 года отель не функционировал и был законсервирован, но у нового владельца были далеко идущие планы по реконструкции отеля и прилегающей к нему территории.

В прежнее время пассажирские суда швартовались у Военного мола, где стояло небольшое двухэтажное здание, выполнявшее функцию «морских ворот» города. Позже, в советское время, когда возросла популярность путешествий по Крымско-Кавказской линии, в черноморских городах стали строить здания морских вокзалов. Не стала исключением и Одесса.

Проект морского вокзала в Одессе 1952 года

Первый проект одесского морского вокзала появился в начале 1950-х годов. Здание, проект которого предлагали архитекторы, скорее, напоминало дворец: башня со шпилем, колоннада и прочие элементы «дворцовой» архитектуры. Однако по каким-то причинам морвокзал по этому проекту так и не построили, а когда к власти пришел Хрущев, проект и вовсе показался слишком претенциозным. От всех первоначальных «архитектурных излишеств» без сожалений избавились, и будущее здание приобрело совершенно другой вид. Однако и тут до строительства дело не дошло — проект снова изменили.

Проект морского вокзала 1958 года

Наконец, в 1960-х годах архитекторы Головин и Кремляков создали свой проект будущего морского вокзала. Теперь здание стало похоже на огромный пассажирский лайнер, «пришвартовавшийся» почти у подножия Потемкинской лестницы. Для его строительства использовали исключительно железобетон и стекло. Массивное сооружение строили без фундамента — его установили на мощные деревянные сваи, которые «вогнали» прямо в морское дно. Кроме этого, на 70 метров был удлинен Новый мол.

Строительство морвокзала в Одессе

В 2016-2018 годах у здания морского вокзала появился новый «кинетический» фасад. Его отделали несколькими тысячами металлических пластин, которые двигаются при дуновениях ветра и создают «эффект волны».

Источник: uc.od.ua

Читайте также:

Share
Ірина Сорокіна

Начинала свою деятельность в далеком 1989 году корректором в редакции «Вечерней Одессы». Через несколько лет стала литературным редактором, работала во всеукраинском журнале «Пассаж». И наконец, доросла до корреспондента газеты «Одесская жизнь». Моя журналистская «парафия» — материалы по культуре и истории.

Recent Posts

  • Авторский блог

Бомба в посылке: одесситы, чтобы выжить – прочитайте!

В россии придумывают все новые способы террора. Цель – убивать и запугивать украинцев. Из последнего… Read More

03-07-2025 в 17:07
  • Статьи

В Измаиле создали дендропарк с дикими животными и экзотическими растениями

В Измаиле на станции юннатов каждый может найти отдых среди природы — здесь и уютный… Read More

03-07-2025 в 16:33
  • Статьи

Дикие кабаны хозяйничают на севере Одесской области: охота запрещена, а регулировать надо

С ранней весны дикие свиньи терроризируют жителей Любашевской громады. Целые выводки до десятка и больше… Read More

03-07-2025 в 15:45
  • Культура
  • Статьи

Дорофеева и цирковые шоу: топ-5 событий Одессы 4 — 6 июля

Июль на дворе! Одесситов в эти выходные приглашают на звездные концерты и незаурядные шоу. Ищите… Read More

03-07-2025 в 15:28
  • Новости партнеров

Прочное решение для конструкции: швеллер в строительстве и промышленности

В сфере металлоконструкций высокими требованиями к надёжности и устойчивости обладает швеллер, представляющий собой профиль с… Read More

03-07-2025 в 15:09
  • Новости

Морские дроны: провал атаки РФ на Одесчину и мировые рекорды MAGURA

В Украине официально зафиксировали пять рекордов, достигнутых военной разведкой благодаря использованию морских дронов. При этом… Read More

03-07-2025 в 14:26