История

Разрушенный одесский Морвокзал: тайна его строительства

Одесский порт — один из самых крупных в Украине. Его строительство началось одновременно с основанием города — в 1794 году. Долгое время город не имел достойного здания морского вокзала, и появилось оно только в 1968 году.

Напомним, ночью 25 сентября российская ракета уничтожила отель «Кемпински-Одесса» на Морском вокзале Одессы. С 2011 года отель не функционировал и был законсервирован, но у нового владельца были далеко идущие планы по реконструкции отеля и прилегающей к нему территории.

В прежнее время пассажирские суда швартовались у Военного мола, где стояло небольшое двухэтажное здание, выполнявшее функцию «морских ворот» города. Позже, в советское время, когда возросла популярность путешествий по Крымско-Кавказской линии, в черноморских городах стали строить здания морских вокзалов. Не стала исключением и Одесса.

Проект морского вокзала в Одессе 1952 года

Первый проект одесского морского вокзала появился в начале 1950-х годов. Здание, проект которого предлагали архитекторы, скорее, напоминало дворец: башня со шпилем, колоннада и прочие элементы «дворцовой» архитектуры. Однако по каким-то причинам морвокзал по этому проекту так и не построили, а когда к власти пришел Хрущев, проект и вовсе показался слишком претенциозным. От всех первоначальных «архитектурных излишеств» без сожалений избавились, и будущее здание приобрело совершенно другой вид. Однако и тут до строительства дело не дошло — проект снова изменили.

Проект морского вокзала 1958 года

Наконец, в 1960-х годах архитекторы Головин и Кремляков создали свой проект будущего морского вокзала. Теперь здание стало похоже на огромный пассажирский лайнер, «пришвартовавшийся» почти у подножия Потемкинской лестницы. Для его строительства использовали исключительно железобетон и стекло. Массивное сооружение строили без фундамента — его установили на мощные деревянные сваи, которые «вогнали» прямо в морское дно. Кроме этого, на 70 метров был удлинен Новый мол.

Строительство морвокзала в Одессе

В 2016-2018 годах у здания морского вокзала появился новый «кинетический» фасад. Его отделали несколькими тысячами металлических пластин, которые двигаются при дуновениях ветра и создают «эффект волны».

Источник: uc.od.ua

Читайте также:

Share
Ирина Сорокина

Начинала свою деятельность в далеком 1989 году корректором в редакции «Вечерней Одессы». Через несколько лет стала литературным редактором, работала во всеукраинском журнале «Пассаж». И наконец, доросла до корреспондента газеты «Одесская жизнь». Моя журналистская «парафия» — материалы по культуре и истории.

Recent Posts

  • Новости

Одесса без света: будут ли работать графики 22 ноября

Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More

2024-11-21
  • Общество
  • Статьи

11 лет после Майдана: как украинцы делали свой выбор

21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More

2024-11-21
  • Новости

Прогноз погоды в Одессе на 22 ноября: утихнет ли ветер

По прогнозу Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в… Read More

2024-11-21
  • Новости

Защитник из Одесской области погиб на Запорожском направлении

Арцизскую громаду Одесской области вновь всколыхнуло трагическое известие: на фронте погиб уроженец села Главани Денис… Read More

2024-11-21
  • Новости

Одесский зоопарк приглашает проведать экзотических животных

В Одесском зоопарке появилась пара кошачьих лемуров - мальчик и девочка. Увидеть этих экзотических животных можно… Read More

2024-11-21
  • Статьи

С тяжелым ранением в российском плену: история десантника, вернувшегося домой

Сегодня, в честь Дня Десантно-штурмовых войск Вооруженных сил Украины, «Одесская жизнь» рассказывает историю Антона Крутенко… Read More

2024-11-21