Новости Одессы и Одесской области

Новый закон о ЖКХ что будет со счетчиками, пеней и абонплатой

Новый закон о ЖКХ что будет со счетчиками, пеней и абонплатой

На сегодняшний день на сайте Верховной рады есть 2 Закона про ЖКХ:

  1. Действующий — Документ 1875-15, текущая редакция — от 11.06.2017
  2. И новый, который вступит в действие с 10.06.2018 — Документ 2189-19, Принятие от 09.11.2017

Мы будем говорить про Новый.

Такой срок вступления в действие предусмотрен специально для того, чтобы Кабинет Министров Украины успел подготовить дополнительные НПА, поясняющие и дополняющие пункты этого Закона.

Формат Закона позволяет ЖКХ перейти из «сферы» в «область» — уже есть ответственный владелец, есть ответственный поставщик. Регулируются прозрачные договорные отношения. Есть возможность выбрать модель, по которой поставщик будет предоставлять вам услуги: или коллективный, или индивидуальный, или ОСМД.

Закон вводится в действие по истечении шести месяцев со дня опубликования, кроме пункта 7 части первой (Споживач має право: отримувати від управителя, виконавців комунальних послуг штраф у розмірі, визначеному договорами про надання відповідних житлово-комунальних послуг, за перевищення нормативних строків проведення аварійно-відновних робіт), пункта 10 части второй (Індивідуальний споживач зобов’язаний: у разі несвоєчасного здійснення платежів за житлово-комунальні послуги сплачувати пеню в розмірах, установлених законом або договорами про надання житлово-комунальних послуг) и пунктом 2 части четвертой статьи 7 (Колективний споживач зобов’язаний: у разі несвоєчасного здійснення платежів за житлово-комунальні послуги сплачувати пеню в розмірах, установлених законом або договорами про надання житлово-комунальних послуг для споживачів, яких об’єднує такий колективний споживач), части третьей статьи 11 (Передбачені законодавством пільги та субсидії на оплату житлово-комунальних послуг виплачуються споживачу в грошовій формі у порядку, встановленому Кабінетом Міністрів України), абзацев первого и второго части пятой статьи 18 (Управитель — фізична особа — підприємець зобов’язаний самостійно пройти професійну атестацію або мати у штаті за трудовим договором щонайменше одного найманого працівника, який пройшов професійну атестацію на відповідність кваліфікаційним вимогам професії "менеджер (управитель) житлового будинку (групи будинків)". Порядок здійснення професійної атестації управителів за професією "менеджер (управитель) житлового будинку (групи будинків)" та перелік критеріїв, яким повинні відповідати підприємства, установи, організації, що здійснюють таку професійну атестацію, встановлюються Кабінетом Міністрів України), части первой статьи 26 (У разі несвоєчасного здійснення платежів за житлово-комунальні послуги споживач зобов’язаний сплатити пеню в розмірі, встановленому в договорі, але не вище 0,01 відсотка суми боргу за кожен день прострочення. Загальний розмір сплаченої пені не може перевищувати 100 відсотків загальної суми боргу), которые вводятся в действие с 1 января 2019 года.

Особого интереса заслуживает введение профессиональной аттестации управляющих на соответствие квалификационным требованиям профессии "менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)".

Так, одно предприятие в Киеве начало выдавать «сертификаты менеджеров — управителей многоквартирных домов» еще до вступления в силу Нового закона, о чем пишет Алексей Ковальчук в своем посте в Фейсбуке.

Одним из первых достижений Нового закона стало появление Законопроекта №5722 "О внесении изменений в Закон Украины" Об обеспечении коммерческого учета природного газа" относительно порядка установления счетчиков потребителям природного газа" направлен на подпись президенту Украины Петр Порошенко. Законопроект был подан народными депутатами Украины Бабак А.В., Пидлисецким Л.Т. и запрещает устанавливать общедомовые счетчики газа без согласия совладельцев, запрещает отключать дома от газоснабжения, и четко подчеркивает об установлении именно индивидуальных счетчиков газа.

Подробно и наглядно можно посмотреть презентацию Дмитрия Левицкого (Старший консультант по юридическим вопросам Проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине») Значення для ОСББ законів України «Про комерційний облік теплової енергії та водопостачання» і «Про житлово комунальні послуги» https://www.slideshare.net/ssusera8a419/2-84978403

Главное, что стоит подчеркнуть:

ОСМД – не оказывает никакие услуги! Как следует из ст. 4 Закона от 29.11.01 г. № 2866-III (далее – Закон № 2866), основная деятельность объединения (та, ради которой и создается ОСМД) заключается в осуществлении п̲р̲е̲д̲с̲т̲а̲в̲и̲т̲е̲л̲ь̲с̲к̲и̲х̲ функций совладельцев и способствовании реализации ими своих прав и выполнению обязанностей. Таким образом, ОСМД н̲е̲ ̲о̲к̲а̲з̲ы̲в̲а̲е̲т̲ ̲с̲о̲в̲л̲а̲д̲е̲л̲ь̲ц̲а̲м̲ ̲м̲н̲о̲г̲о̲к̲в̲а̲р̲т̲и̲р̲н̲о̲г̲о̲ ̲д̲о̲м̲а̲ ̲н̲и̲к̲а̲к̲и̲х̲ ̲у̲с̲л̲у̲г̲.̲  В частности, жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) (об этом говорится и в письме Минрегионстроя от 26.04.11 г. № 7/15-4687). И соответственно совладельцы не оплачивают объединению его услуги. Они лишь о̲п̲л̲а̲ч̲и̲в̲а̲ю̲т̲ ̲с̲о̲в̲м̲е̲с̲т̲н̲ы̲е̲ ̲р̲а̲с̲х̲о̲д̲ы̲ ̲О̲С̲М̲Д̲, например, на содержание дома и придомовой территории, на ремонт, которые ОСМД осуществляет согласно уставу и утвержденной смете. Все это объединение делает для совладельцев дома б̲е̲з̲ ̲ц̲е̲л̲и̲ ̲п̲о̲л̲у̲ч̲е̲н̲и̲я̲ ̲п̲р̲и̲б̲ы̲л̲и̲.

ОСМД самостоятельно обеспечивают содержание дома и придомовой территории, исходит из размера расходов на содержание дома и придомовой территории, предусмотренных сметой ОСМД (ст. 10 Закона об ОСМД утверждается общим собранием)

Смета ОСМД – согласно Правилам содержания жилых домов и придомовых территорий (приказ Госжилкоммунхоза от 17.05.2005 г. №76).


Стоит добавить в словарь:

  • НЕ владелец дома — а объединение совладельцев
  • НЕ управляющий — а форма управления
  • НЕ исполнитель коммунальной услуги — а (по желанию) коллективный потребитель
  • Управление — договорная цена

Коммунальные услуги:

  • регулируемая цена
  • цена (тариф) "за единицу" в доме не меняется
  • с тарифа выведено плату за абонентское обслуживание (Отдельный платеж, предельный размер — КМУ)

      

В новом законе устранено искусственное разделение услуг по содержанию и управлению многоквартирным домом: содержание определено как неотъемлемая составляющая управления.

Внедряется такой государственный социальный норматив как "предельная норма расходов на управление жильем". Это значит, что и на расходы на управление многоквартирным домом вообще, и на плату за управление в частности распространяться действующая в Украине система льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Для управляющего, основной задачей закон определяет содержание дома и придомовой территории. Но теперь закон дает возможность в договоре с управляющим прописать дополнительные функции, как например:

  • заключать от имени совладельцев многоквартирного дома коллективных договорах о предоставлении определенных коммунальных услуг по их исполнителем;
  • сдавать по поручению совладельцев в аренду общее имущество;
  • организовывать и выступать заказчиком работ по капитальному ремонту общего имущества.

   

За выполнение большего количества функций управляющий потребует и большую плату — новый закон позволяет сторонам самостоятельно договориться о ее размере, и гарантирует, что на нее будут распространяться льготы и субсидии (в пределах вышеупомянутой предельной нормы расходов на управление жильем).

Итак, останется управляющий тем самым старым ЖЭКом под новой "вывеской", или действительно предоставит совладельцам новый сервис лучшего качества — зависит от самих совладельцев многоквартирного дома и функций, которые они решат доверить управляющему. Кто не захочет изменений – их и не будет. Мы сейчас дошли до того уровня, когда приходится самим изучать нужные нам НПА и требовать исполнения Законов от их исполнителей – нет специальных служб контроля или «дяди», который решит враз все наши проблемы, но есть мы, которые готовы отвечать и помогать развивать наше государство в поддержку населения, а не наоборот. Я не вижу смысла пытаться найти логику в работе чиновника, у которого на уме только как прокормить себя и свою семью, вступая в сговор с совестью. Стоит объединяться и добиваться решения наших проблем, а проблемы ЖКХ будут всегда, вместе. У каждого есть свои взгляды и возможности. Почему у монополистов до сих пор получается нами управлять? Потому что у них есть четко выработанная и согласованная позиция. Что мешает нам поступать так же?

Новый закон «О жилищно-коммунальных услугах" предусматривает три базовые модели договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг в многоквартирном доме:

  • индивидуальный договор;
  • коллективный договор с управляющим;
  • договор с ОСМД как коллективным потребителем.

 

1. "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ"

  • с каждым отдельным собственником
  • ответственность исполнителя за качество услуги "к крану"
  • взимается плата за абонобслуживание
  • взимается плата за обслуживание, текущий ремонт "Внутрянки" (договорная)
  • единственно возможный вариант для газо- и электроснабжения

   

2. "КОЛЛЕКТИВНЫЙ"

  • со всеми собственниками в лице управляющего / другого лица
  • ответственность исполнителя до «входа в дом»
  • НЕ взимается плата за абонобслуживание
  • НЕ взимается плата за обслуживание, текущий ремонт "Внутрянки" (договорная)

   

3. "С КОЛЛЕКТИВНЫМ потребителем"

  • с коллективным потребителем (ОСМД)
  • ответственность исполнителя до «входа в дом»
  • НЕ взимается плата за абонобслуживание
  • НЕ взимается плата за обслуживание, текущий ремонт "Внутрянки" (договорная)

   

Выбор конкретной модели закон оставляет за совладельцами многоквартирного дома (кроме услуг по поставке и распределению природного газа, поставки и распределения электрической энергии, предоставляемых исключительно на основе индивидуальных договоров). Исполнители коммунальных услуг обязаны заключать договоры в конкретном многоквартирном доме в соответствии с моделью (моделей) организации договорных отношений, выбранной совладельцами.

Важно, что под разные коммунальные услуги совладельцы могут выбрать разные виды договоров, но ответственность при этом у них остается индивидуальной. Коммунальные услуги можно прекратить только поквартирно: компания-поставщик сообщает о возможном прекращении предоставления услуги за 30 дней до предполагаемой даты отключения и у собственника квартиры или нежилого помещения есть время либо погасить задолженность, либо оспорить такое решение поставщика.

Немного мифов:

  1. Новый закон позволил поквартирное отсоединения от системы централизованного отопления.

На самом деле закон такого не позволил — поквартирное отключение от сетей централизованного отопления и в дальнейшем запрещено.

Однако закон позволил устроить систему индивидуального отопления в квартире владельцам квартир в тех домах, в которых на дату вступления в силу уже не менее половины квартир было отделено (отключено) от сетей централизованного отопления и централизованного снабжения горячей водой. То есть, закон — как исключение — позволил решить сложную ситуацию, в которой "застряло" немало многоквартирных домов, когда больше половины квартир в свое время (когда это было разрешено) отсоединились от централизованного отопления, а остальное не имеет формального права сделать то же самое.

   

  1. Новый закон позволяет не платить за коммунальные услуги, если не будешь находиться в квартире более месяца

Закон предусматривает, что Потребитель имеет право на неоплату стоимости коммунальных услуг (кроме поставок тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период временного отсутствия в жилом помещении (ином объекте недвижимого имущества) потребителя и других лиц более 30 календарных дней, при условии документального подтверждения. А какое должно быть документальное подтверждение и как оно должно предоставляться – указывается либо в договоре с управляющим, либо в уставе ОСМД, либо ждем дополнительного Постановления КабМина.

   

  1. Новый закон предусматривает новые дополнительные платежи за коммунальные услуги, в частности абонплату.

Это выделение платы за абонентское обслуживание, платы за обслуживание, текущий ремонт внутридомовых систем.

Закон не предусматривает никаких новых платежей, а только требует выделения из тарифов на коммунальные услуги некоторых составляющих, которые уже в них включены. Так, закон предусматривает выделение из тарифов расходов на содержание абонентской службы. Эти расходы теперь должны оплачиваться тому, кто действительно работает с потребителем по вопросам сбора платежей. Если это делает исполнитель коммунальной услуги — указанные расходы будут оплачиваться ему как плата за абонентское обслуживание, а если, например, управляющий — это такие расходы будут заложены в плату за услугу по управлению.

   

  1. Новый закон позволяет отключать от коммунальных услуг весь многоквартирный дом за долги одного или нескольких должников.

Он предусматривает право исполнителя коммунальной услуги ограничить (прекратить) ее предоставления конкретному потребителю в многоквартирном доме, причем независимо от выбранной модели организации договорных отношений. Следовательно, даже при коллективном договоре оказание услуги может быть приостановлено только конкретному должнику.

Более того, закон четко определяет процедуру такого прекращения — в частности, исполнитель должен по меньшей мере за 30 дней предупредить должника о предстоящем отключении, и тем самым дать возможность или погасить долг, или оспорить правомерность прекращения предоставления услуги.

Кроме того, Закон позволяет исполнителям коммунальных услуг прекращать их предоставление тем потребителям, которые отказались заключать договоры о предоставлении коммунальных услуг. Здесь добавить нечего: если отказываешься от договора — значит, не нуждаешься в услуге. Однако тут следует помнить: Потребитель не освобождается от оплаты жилищно-коммунальных услуг, полученных им до заключения соответствующего договора абз. 2 ч. 1 ст. 9; ч. 5 ст. 13

Станислав Драганов

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции