Супермаркеты уже давно превратились в неотъемлемую часть нашей жизни. Мы не можем без них, но и они не могут без нас. Чтобы не потерять доходы, большие магазины постоянно манипулируют нами. Эти манипуляции вполне законны, однако далеко не всегда выгодны для покупателей. «Одесская жизнь» пообщалась с действующими и бывшими сотрудниками одесских супермаркетов, которые по понятным причинам отказались называть свои имена и позировать перед объективом фотоаппарата, однако, согласились раскрыть для наших читателей некоторые секреты маркетинга.
Тайны мерчандайзинга
Далеко не все знают, что расположение товаров на полке магазина — совсем не случайность. Выкладка продукции и оформление торгового пространства — это целая наука, которая называется страшным словом «мерчандайзинг». Специалисты этого «темного искусства» хорошо знают, как разложить товары так, чтобы покупатель увидел именно то, что должен увидеть.
Обратите внимание — чаще всего дорогие товары выкладываются на уровне ваших глаз, тогда как их более дешевые аналоги — пониже или повыше. Правда, бывают и исключения — дорогие сладости размещают на уровне глаз детей, чтобы они гарантированно попали в поле зрения вашего ребенка. А дальше начинается «Ну, купи мне эту шоколаду!», и ничего не поделаешь — придется раскошеливаться.
Наконец, классика жанра — «на передний план» на полке всегда выставляют продукты, срок хранения которых подходит к концу, а свежие прячут далеко в глубине — как можно ближе к задней стенке полок и холодильников. И ничего крамольного в этом нет. Более того, это общемировая практика, для которой придумали даже специальный профессиональный термин — «принцип FIFO» (от английского «First In, First Out» — «первым пришел, первым ушел»).
СОВЕТ «ОЖ». Не ленитесь рассматривать товары на полках, не хватайте первое, что бросилось в глаза, сравнивайте цены и выбирайте — это позволит вам сэкономить. Внимательно смотрите на дату выпуска товара — лучше «перелопатить» всю полку, чем покупать несвежий продукт.
«Спонтанная печенька»
Расположение разных отделов на территории супермаркета тоже имеет маркетинговое значение. Вы, вероятно, замечали, что самые «ходовые» товары, такие как, например, хлеб, молочка, крупы, разбросаны по всему магазину, как можно дальше друг от друга. Это неспроста. Все специально устроено так, чтобы вы подольше походили по магазину, ведь на пути к заветной цели вам встретиться немало искушений. По дороге от хлеба к гречке вам на глаза попадется множество товаров, которые вам по большому счету не нужны, но которые магазин с удовольствием вам продаст.
И, конечно же, возле кассы всегда поджидают полки с различной «мелочевкой». Это так называемые «спонтанные покупки» — шоколадки, жвачки, конфеты, печенье, дешевые игрушки для ваших детей.
— Стоя в очереди, нужно как-то скоротать время, поэтому невольно начинаешь разглядывать полки с батончиками и леденцами, — говорит мерчендайзер Владимир Гуменюк. — А если вы основательно «затарились», шоколадка по смешной цене вообще не будет восприниматься как покупка.
СОВЕТ «ОЖ». Отправляясь за покупками, возьмите с собой список необходимых продуктов и покупайте только то, что указано в списке. Благодаря этому нехитрому способу можно значительно сократить затраты от похода в супермаркет.
Закон первой свежести
По словам бывшего продавца одной из сетей супермаркетов, вопреки устоявшемуся мнению, просроченный товар в супермаркетах — скорее исключение, чем правило. Причем в основном это дорогие продукты, которые не пользуются особым спросом, например, хамон или импортные сыры. Такие товары магазин чаще всего не списывает сознательно. Если же вам попалась просроченная дешевая колбаса или упаковка кетчупа — скорее всего, дело не в злом умысле, а в оплошности продавцов. Кстати, такая оплошность наказуема и весьма сурово — в некоторых магазинах продавец, забывший убрать просроченный товар с прилавка, должен оплатить его из своего кармана. Неудивительно, что такого стараются не допускать.
Другое дело, что нередко супермаркет пытается поскорее «сбагрить» товары, срок годности которых еще не закончился, но закончится буквально сегодня-завтра. Для этого проводятся разнообразные акции и распродажи. Поэтому, выбирая продукты из ящика с яркой наклейкой вроде «минус 25%», следует быть предельно внимательным.
Есть и более изощренный способ «всучить» покупателю залежавший товар. Правда, прибегают к нему достаточно редко и, в основном, в небольших магазинах. Как рассказывают представители общественной организации «Союз потребителей Украины», нередко маркировку даты на упаковке аккуратно удаляют, а на ее месте штемпелем наносят свежую. Особенно часто такие манипуляции проделывают с молочными продуктами. А с колбасой поступают еще проще: поверх заводского стикера клеят еще один, магазинный. Такие товары, естественно, лучше не покупать.
СОВЕТ «ОЖ». Не жадничайте — лучше купить немного более дорогой, но свежий и качественный продукт. Будьте осторожными при различных акциях и распродажах. В конце концов, цена вопроса — ваше здоровье.
99 копеек
Игры с ценами — один из любимых трюков маркетологов. Ведь 3,99 всегда кажется гораздо меньше, чем 4. В нашем подсознании копейка вырастает до огромных размеров, и рука сама начинает тянуться за «дешевым» товаром — экономия же!
Другой вариант — перечеркнутая старая цена и рядом с ней, выделенная более крупным шрифтом новая. Чаще всего покупатель не будет разбираться, на сколько изменилась цена и так ли уж велика разница, а просто купит продукт только потому, что он якобы дешевле.
СОВЕТ ОЖ. Включайте мозг. Цены нужно воспринимать не визуально, а логически. Одно несложное арифметическое действие — и вы поймете, что различие между новыми и старыми ценами чаще всего совершенно незначительное.
«Дайте жалобную книгу!»
В большинстве случаев, когда после визита в супермаркет вы чувствуете себя обманутыми, куда-либо жаловаться не имеет смысла. В маркетинговых технологиях ничего противозаконного нет, и в том, что вы попались на удочку маркетологов и мерчандайзеров, виноваты только вы сами. В следующий раз будете внимательнее и осторожнее.
Однако если вы действительно обнаружили нарушение (например, просроченный товар или несоответствие между ценами на ценнике и в чеке) — не стесняйтесь требовать встречи со старшим администратором, писать жалобу в книгу отзывов и звонить на «горячую линию», которая есть в любой крупной сети супермаркетов. В большинстве случаев руководство магазина предпочтет загладить конфликт и решить дело миром, чтобы не портить репутацию предприятия.
Кроме того, следует помнить, что закон почти всегда на стороне покупателя. Правда, как рассказали нам сотрудники супермаркетов, многое зависит и от самого покупателя — от того, насколько он настойчив и готов продираться сквозь юридические «джунгли», чтобы доказать свою правоту.
Кто платит за порчу товара?
По устоявшемуся мнению, если вы задели сумкой или тележкой полку и разбили бутылку пива или банку с маринованными огурцами — нужно возместить магазину нанесенный ущерб. Именно этого сразу же требуют у неаккуратного покупателя охранники и продавцы.
Тем не менее, платить за поврежденный товар покупатель не обязан. Дело в том, что согласно Гражданскому кодексу, риск случайного уничтожения или повреждения имущества ложится на его собственника. Пока вы не получили на кассе чек, собственником товара является магазин, а значит — он и отвечает за все повреждения.
Для того, чтобы обязать вас оплатить испорченный товар администрация магазина должна доказать, что вы испортили его намеренно — для установления этого факта нужны доказательства: показания свидетелей, фиксация с камер видеонаблюдения и тому подобное. К слову, как рассказали нам работники супермаркета, нередко разбитый товар оплачивают сами продавцы, если они неаккуратно расставили продукты на полках, что и привело к их повреждению.
Конечно, часто покупателю легче заплатить за испорченный товар, чем ввязываться в разборки. Другое дело, если вы точно знаете, что это случилось не по вашей вине, а бутылка не из дешевых.
ЦИФРА
200% стоимости не реализованной партии товара составляет штраф магазину за продажу продукции, срок годности которой истек.
***
Одесситка Виктория о маркетинговых хитростях знает и старается их избегать.
— Когда я покупаю скоропортящиеся продукты, стараюсь не брать из первых рядов — сзади обычно свежее. Но вот отказаться от «лишних» покупок получается не всегда: стараешься покупать только по списку, но все равно уходишь из супермаркета с чем-то незапланированным.