Недавно один из известных одесских активистов Владислав Балинский взбудоражил соцсети, опубликовав удручающие фотографии, на которых отчетливо видно, что знаменитая Потемкинская лестница находится в весьма плачевном состоянии. Боковые части и арочные галереи одесской достопримечательности страдают от чрезмерной влаги и покрываются трещинами. Этот факт снова заставил говорить на болезненную для города тему о реконструкции и благоустройстве не только многих одесских памятников архитектуры, но и всего исторического центра. Своим мнением о том, как это сделать и на что следует обратить внимание в первую очередь поделился бывший начальник городского и областного управлений охраны памятников Владимир Мещеряков.
Потемкинская лестница. Реконструкция в теплое время года.
Потемкинская лестница уже давно нуждается в реконструкции. Соответствующая документация уже подготовлена и прошла экспертизу. В бюджете города выделены средства, хотя для такого крупного объекта сумма предусмотрена незначительная. Теперь нужно, чтобы деньги физически появились и чтобы это не произошло только в конце года.
У лестницы разрушен поверхностный слой гидроизоляции. Влага попадает вовнутрь конструкции. А самое главное, чего боится наш камень ракушечник, — это влага и цикл «заморозка–разморозка». Это и есть главная проблема. Для того, чтобы ее устранить, нужно сделать элементарную вещь: разобрать по очереди лестничные марши и площадки (по половине марша, чтобы не перекрывать лестницу). Нужно разобрать ступени и демонтировать асфальт. Дальше сделать пропитку несущих конструкций, сделать гидроизоляцию. И уже на эту гидроизоляцию укладывать ступени.
Но делать все это нужно в теплое время года. Если деньги будут выделены в конце года, то ничего сделать будет нельзя — в этом году все так и останется.
Вывески в центре. Начинайте с Дерибасовской!
В 2011 году я был на конференции во Львове, и там начальник охраны исторической застройки рассказывала, как происходил процесс демонтажа вывесок, которые уродуют фасады. Она сказала: «Если бы этим занималась я, то меня бы уже давно где-то подставили и в тюрьму посадили». Потому что за этими вывесками стоят влиятельные люди: как правило, это милиционеры, прокуроры, большие начальники. Но там всю ответственность взял на себя мэр города Андрей Садовой — и благодаря этому они расчистили центр Львова от вывесок.
В Одессе тоже сделали проект «Правил размещения вывесок» по аналогии со львовским. Однако ничего не происходило: у нас эти рекламные коробки как вешали раньше, так и продолжали вешать. И только сейчас начались какие-то акции по срезанию вывесок. Хотя это не касается Дерибасовской, а ведь надо было именно с нее начинать, а не с вокзала и Привоза. Видимо, на Дерибасовской — более уважаемые люди, чем там. Поэтому вывески у простых предпринимателей срезают. А тех, кто договаривается со срезающими, — тех не трогают.
Ремонт фасадов. Нужно подключать предпринимателей
Если центр города будет расчищен от вывесок, то затем можно будет приступать к ремонту фасадов. Эти работы можно начинать с апреля: нужно, чтобы среднесуточная температура была больше 6 градусов тепла. Если начать работы, но по ночам еще будет мороз, то все отвалится и получится еще хуже, чем есть.
К ремонту фасадов стоит привлечь тех собственников и арендаторов, которые работают в этих домах. Так делают в Польше: после того, как работы завершены, комиссия принимает работу и подтверждает, что работа была выполнена качественно. В этом случае около 70% затрат возвращаются предпринимателям из бюджета города.
В Одессе есть люди, которые понимают ситуацию, но нет политической воли реально этим заняться.
«Наросты» на зданиях. Кондиционеры нужно убрать
Когда экскурсоводы водят туристов по историческому центру городу, они в начале улицы Екатерининской показывают: «Вот там мозаика святой Екатерины, в честь которой названа эта улица». Люди поднимают голову — и видят вместо мозаики внешний блок кондиционера с надписью «Самсунг».
И так повсюду: то —кондиционеры, то — балконы, оббитые вагонкой. На самом деле работы такого рода на памятниках архитектуры нельзя проводить без научно-проектной документации, которая согласована с соответствующим органом охраны культурного наследия. Он же должен выдать разрешение на работы. Естественно, в большинстве случаев никто таких разрешений не давал. Хотя, с другой стороны, наши суды могли узаконить все, что угодно.
С этим нужно что-то делать. Например, предусмотреть в бюджете города средства на демонтаж этих конструкций и на ремонт фасадов после демонтажа.
Строительство в центре. Высоткам здесь не место.
Шансы на то, чтобы исторический центр Одессы включили в Список исторического наследия ЮНЕСКО, уменьшаются с каждым годом. Потому что в «буферной зоне» будущего объекта ЮНЕСКО появляются высотки, которые сейчас в Одессе строятся абсолютно незаконно. Это дома по улице Большой Арнаутской, 23/1 и 26/28, по улицам Осипова, 40 и Осташкино, 29. Нельзя такие вещи делать.
То наследие, которое нам досталось, нужно охранять и ремонтировать. А если есть какие-то не ценные объекты (не памятники архитектуры), но все-таки являющиеся фоновой застройкой исторического ареала, то на их месте можно размещать новые объекты только при соблюдении определенной процедуры. Должен быть соблюден масштаб построек и они не должны диссонировать и не нарушать традиционный характер исторической среды.
Если будут соблюдаться эти правила, то строительство можно вести, потому что территория центра Одессы — не музей, где нужно ходить в тапочках. Тут живут люди, тут происходят разные процессы.
Но если эксперты ЮНЕСКО, приехав в Одессу, увидят эти коробки вывесок и реклам, если они увидят эти новые и явно диссонирующие объекты в центре города… Знаете, один из экспертов ЮНЕСКО когда-то меня спросил: «Почему вы так не любите ваш прекрасный город? Вы своими руками уничтожаете его. Вы уничтожили свою основную видовую точку: это обзор с Екатерининской площади на Дюка, где появилась гостиница «Одесса». Как могло здесь такое появиться?». И вот что ему на это можно было ответить? Точно так же будут спрашивать и сейчас.
Полную видеоверсию интервью с Владимиром Мещеряковым смотрите ниже:
Высотки и реконструкция по-европейски
Франция. В крупных городах высотное строительство вынесено в отдельные микрорайоны на окраинах городов.
Германия. Предпринимателей, затеявших реконструкцию старинных зданий, закон обязывает сохранить не только внешний и внутренний вид старинных зданий, но и использовать их по первоначальному назначению. И даже если инвесторам удается получить разрешение на изменение внутренней части, фасад остается нетронутым.
Италия. Заниматься реставрацией памятников архитектуры в этой стране могут только компании со специальной лицензией и одобренные городскими властями. Более того, чтобы сменить ставни на окнах, жителям старой части Венеции нужно получить разрешение мэрии и изготовить новые элементы окна, точь-в-точь соответствующие прежним.
Необходима комплексная программа ремонта домов, Михаил Мейзерский, общественник, эксперт в сфере недвижимости
Состояние центра города, по-прежнему, можно оценить только на «двоечку». Но с вывесками стало лучше. Начали исследовать транспортную проблему: посчитали, сколько в центре городе паркуется машин. Оказалось, что 17,6 тысяч. При этом по нормам можно разместить только 6,8 тысяч авто.
Состояние центральной части Одессы настолько плачевное, что нужно иметь только бесстыдство наших чиновников, чтобы пытаться внести центр нашего города в Список всемирного наследия в ЮНЕСКО. У нас каждый седьмой дом в центре имеет проблемы с карнизами, которые падают время от времени на головы. Тут, конечно, можно поступить, как сделали в Киеве, подцепив под карнизами сетку.
Сейчас для Одессы приемлемым может быть только одно решение — расширенное бюджетное финансирование программы ремонта домов. Причем, на первом этапе нужно заниматься не комплексной реконструкцией и ремонтом фасадов, а заменой инженерных водо- и теплосетей, ремонтом крыш и подвалов. Таким образом, можно будет, если не остановить, то хотя бы заморозить процесс интенсивного разрушения зданий.