Уже достаточно долго мы слышим про «децентрализацию». Эту тему поднимает каждый, кто хочет показать свою заботу об обычных людях. Однако при этом мало кто по-настоящему объясняет суть этого непростого процесса. Чтобы разобраться в этой теме более детально, «Одесская жизнь» пообщалась с руководителем Офиса реформ при Одесской облгосадминистрации (ОГА) Юлией Молодожен.
Какие полномочия появятся у местных советов?
Если вы помните, еще в 1997 году Верховная Рада ратифицировала Хартию местного самоуправления. Но реализовать эту Хартию почему-то ни у кого не было времени. Сейчас сделана попытка начать выполнять условия, прописанные в этом документе: передать громадам полномочия в решении местных вопросов.
Давайте рассмотрим ситуацию на примере сельской громады. Она у нас представлена сельским советом: это сельский голова, исполнительный комитет и депутаты совета, которые избираются местными жителями. Что жители могут требовать от власти? Это решение местных проблем: освещение улиц, уборка территории, ремонт водопроводов, канализации и другие вопросы. Но все ли поселковые советы имеют достаточно финансов и полномочий для этого? Тех ресурсов, которые сейчас местная власть сегодня собирает в виде доходов (налогов – Ред.), хватает только на «латание дыр».
Или, например, еще одна проблема: разрешение на строительство каких-либо объектов сегодня выдается не на уровне села, а на уровне района или области. Сегодня местная власть практически не контролирует процессы застройки своей территории.
Еще один момент — это управление земельными ресурсами. Допустим, есть некий Петровский сельсовет, а на его территории — село Петровка. Территория сельского совета больше, чем село, потому что есть еще земли сельскохозяйственного или иного назначения. Сейчас местная власть может распоряжаться землями только в рамках села Петровка, а остальными землями распоряжается другой орган власти — «Держгеокадастр». Местная власть даже не всегда знает о том, какие договоры аренды заключаются и на каких условиях земля находится в пользовании.
Теперь же государство предложило ряд полномочий передать на местный уровень. А именно: распоряжаться землями, осуществлять архитектурно-строительный контроль, оставлять себе часть налогов, которые раньше отправляли в госбюджет, а также предоставлять ряд административных услуг, которые сегодня предоставляются исключительно в райцентре. Сейчас житель того же условного села Петровка, чтобы получить свидетельство о регистрации ребенка, свидетельство о смерти, кадастровый номер и ряд других документов, вынужден ехать в район.
Три условия объединения
Государство готово передать полномочия на местный уровень но при одном условии: небольшие громады объединятся и докажут, что способны предоставлять услуги. А каким образом это можно доказать? Было принято постановление Кабинета министров, где прописаны критерии объединения громад.
Во-первых, важным условием является доступность скорой помощи и пожарной службы. Время их прибытия на место должно составлять 15-20 минут.
Второе условие — это финансовая способность. То есть насколько объединенная территория громады имеет экономический потенциал. Есть ли там предприятия, которые функционируют? Насколько созданы условия, чтобы развивался малый бизнес? Если предприятия работают, если бизнес легально оформлен и платит налоги, то это возможность аккумулировать доходы в местном бюджете.
Третье условие— это кадры. Государство говорит: если вы объединитесь, то государство предоставит прямые отношения между бюджетом села и госбюджетом. Сейчас эти отношения идут по цепочке село-район-область-госбюджет, а при объединении будет возможность работать на прямую с Минфином. Но насколько бухгалтеры сельских советов готовы выходить на уровень формирования своего бюджета в рамках государственного? Здесь обязательно должен быть определенный уровень квалификации.
Кроме того, располагают ли сегодня громады, которые будут объединятся,помещениями, в которых будут предоставляться административные услуги. Насколько она сегодня может разместить все службы: скорую помощь и пожарную службу, налоговую и пенсионную службы, службу социальной защиты и так далее?
Все эти критерии государство предусмотрело и громады имели возможность их изучить. И потом пройти процедуру, которая прописана уже в другом документе — «Законе про добровольное объединение громад».
Одесская облгосадминистрация разработала перспективный план объединения громад области: количество органов местного самоуправления должно сократиться с 490 до 70-80. Сейчас восемь громадпрошли все процедуры, установленные законом.
Самая большая из них — в Балтском районе. Там вокруг города Балты объединяются шестнадцать сельских советов и общая численность населения составит 33 тысячи человек. Вторая крупная объединенная громада — Великомихайловская. Вокруг этого поселка объединяется девять сел. Есть еще ряд громад (например, Беляевская, Красносельская и Маразлиевская), в которых объединены по два-три села.
Все эти громады идут на выборы 25 октября как объединенные. Они будут выбирать единый орган власти. Например, в Балтской громаде будет выбираться один голова, а не 16 сельских голов, как это было ранее. От громады изберут депутатов, которые будут входить в состав Балтского городского совета. А после того, как будет избран новый местный совет, власть в громаде объявит выборы старост, количество которых будет определяться новоизбранным органом власти. Обязанности старост определит сама громада. Он может решать как административные, так и хозяйственные вопросы.
После того как изменения в Конституцию в сфере децентрализации будут приняты во втором чтении, начнутся более активные процессы. И, если громады сами не объединятся, то через два года за них это сделает государство. Фактически у громад есть еще два года для того, чтобы все обдумать и предложить свои варианты.
Конечно, Одесса тоже может прирасти определенными территориями. Но хотят ли села этих пригородных районов объединится с Одессой? И готова ли Одесса заниматься сельскими территориями, если город не всегда может у себя навести порядок?
Например, поселки Авангард и Таирово сказали, что не хотят объединятся с Одессой. Они решили объединится с селами, которые есть рядом. И в этом случае играет основную роль экономика. Если мы посмотрим на экономику поселка Авангард, где есть «Седьмой километр», или на экономику поселка Таирово, где есть по меньшей мере два крупных предприятия, — то здесь вопросов нет.
Но давайте посмотрим на Коминтерновский район — это так называемый спальный район. Тут жители отдыхают, а ездят на работу и налоги платят — в Одессе. Поэтому возникает вопрос, насколько будет экономически выгодно селам этого района существовать отдельно от города?
Почти 50% сельских и поселковых советов
Одесской области собирают налогов, которых хватает только на собственные зарплаты. Они не зарабатывают на ремонт водопровода или освещения, а просят на это дотации и субвенции. Сегодня государство хочет, чтобы местное самоуправление начало зарабатывать на собственные нужды. То есть вместо «готовой рыбы» — дотаций — дает «удочку».