За 500 дней войны Херсону довелось пережить многое. Сначала девять месяцев российской оккупации, после жизнь у линии фронта с постоянными обстрелами, а недавно экологическую катастрофу — подрыв Каховской ГЭС. Как сейчас живет Херсон, на примере личной истории, нам рассказала Юлия Гейса. После затопления, девушка была одной из тех, кто позаботился о спасателях, медиках и волонтерах. Она сутками готовила еду, чтобы их накормить.
До войны я работала в журналистике. Этой сфере посвятила восемь лет. Мы выпускали глянец в Херсоне, который читали все. Я была менеджером по продажам, редактором, интервьюером. Сегодня, к сожалению, наше издание не работает. Направление глянца развлекательное. Коллективно приняли решение, что он «не на часі».
С начала войны по сей день я нахожусь в родном Херсоне. Верить в начало войны отказывались, но дурное предчувствие было. Постоянно снились сны, где война, прямо как из фильма 1941 года. Почему-то 23 февраля я решила собрать все документы и важные вещи. Честно, не знала ничего. Видимо, просто предчувствие. А 24 февраля ранним утром, около 5.00, нас разбудил сосед, в трубке раздалось: «Вставайте, началось!». Муж вскочил, открыл окно. Нам было слышно гул тяжелой техники, мерцал свет…«Они шли…» . Ступор, холод по телу, начались телефонные звонки от близких. И через пару часов начался обстрел и оборона Антоновского моста. С замиранием сердца понимали, что этот день настал. Решили переждать дома в подвале, с надеждой, «сейчас еще немого, наши их отгонят». Увы! Подвальная жизнь продлилась 9 суток, а оккупация — 9 месяцев.
В период оккупации было очень тяжело морально. К сожалению, русских солдат мы видели часто. Нас останавливали на постах, проверяли машины и документы. Нам пришлось прятать важные документы дома, деньги, флаг Украины. Но, мы умудрялись проехать их посты с украинской музыкой, в желто — голубой одежде, или с орнаментом герба на гражданском паспорте. Такое было наше сопротивление. Слава Богу с нами жестких ситуаций не произошло. Хотя, «ходили по лезвию ножа». Могли нахамить, грубо ответить, когда уже «ехала крыша». И они очень раздражали своим присутствием буквально везде. Противно было видеть их на своей земле, зная, чего они лишили каждого украинца. Сейчас, иногда не верю, что все это было с нами и нам удалось это пережить. Мы просто верили и ждали, каждый день и каждую ночь.
Во время оккупации приходилось трудно и в быту. Цены на все были просто бешеные. Все везли с Крыма, все невкусное, не такое, как у нас. Нас спасало то, что были хорошие запасы продуктов дома. И практически до конца лета нам удавалось получать посылки от друзей через Запорожье. Шли они долго. И нам всегда передавали «рідні» вкусняшки. Но выезжать категорически не хотели. Ни я, ни семья. Мы понимали, что мы нужны друг другу здесь и сейчас, и людям которым пришлось остаться. Много помогали медикаментами, продуктами, пристраивали животных, кормили, и до сих пор кормим бездомных, ухаживаем за цветочками, они ведь тоже ждут своих хозяев!
Мы знали, что Каховская ГЭС заминирована еще с осени 2022 года. Но, если честно, вообще не верилось, что такое может произойти. Все херсонцы с самого детства знали и понимали, к чему может привести разрушение дамбы. Когда рашисты подорвали Каховскую ГЭС, ощущение было, что мы вернулись в 24 февраля. Из-за подрыва дамбы повредилось больше чем 3500 домов на Правобережье Херсона. Тяжело в первую очередь затопленным районам вдоль воды. Страшно представить, что может быть в затопленном водой помещении даже после двух-трех суток. Там вода стояла 12 дней, и этот период в дома и квартиры не пускали. Количество жертв никто не оглашает. Но лично я думаю, что много. В некоторых местах, до сих пор есть вода. Многих людей эвакуировали в другие города или расселили по Херсону. Была большая проблема с эвакуацией людей — параллельно шли дожди, которые поднимали уровень воды. Несколько дней был проливной сильный дождь.
В спасении херсонцев принимали участие обычные люди, волонтеры, МЧС, ДСНС, полиция, охрана, кинологи, службы экстренной медицинской помощь, медики, электрики, ребята из Херсонской областной коммунальной аварийно-спасательной службы. Вот эти люди, на чьих плечах стоит наш город! С ними мы и в огонь, и в воду. Поэтому на третий день после подрыва Каховской ГЭС я приняла решение «спасать» спасателей. Людям, перед которыми стояла огромная миссия, спасать жизнь людей и животных. Бессонными ночами, под постоянными обстрелами, я понимала, что времени у них катастрофически нет! Так, мы объединились с руководством и командой сети магазинов «Форелис». И ровно месяц кормили вкусными и сытными обедами. Конечно, мне помогал весь город, все кто уехал, кто находился в Украине и за ее пределами. Без вложения каждого человека, я бы не справилась. Мы приготовили 3,575 порции обедов с доставкой.
Сейчас вода сошла и в Херсоне ведутся работы по дезинфекции, так как все в плесени. Вокруг неприятный запах. В городе очень жарко и все гниет. Ужасное состояние у природы — это экологическая катастрофа. Все растения погибли — саженцы, декоративные и хвойные, почва сгнила. Хотя утверждают, что вода в море в норме. Вода, которая поступает с крана, не имеет отношения к подрыву Каховской дамбы. Поэтому, тут нам повезло! Конечно, мыть мы стали все гораздо тщательнее. Общая картина Херсона такая: коммуникаций — газа, воды и света на подтопленных районных нет. Это Остров и Корабельный район. Но власть дает обещание, что скоро все появится. Продукты есть, рынки и супермаркеты работают. Люди до сих пор разбирают завалы, помогают пожилым людям выносить мебель. Обстрелы Херсона не прекращаются.
Если вы спросите у меня, как я не сошла с ума за это время? Не знаю, мне казалось, что сошла. Но, понимала, что своими слезами и сумасшествием я никому не помогу. Поэтому, максимально включилась в работу. Придумывали с поварами меню для обедов, получала посылки, сортировала помощь, пыталась услышать запросы людей, и помочь! Я верю, что мы выстоим, все отстроим, и совсем скоро посетим левый берег Херсонщины.
Читайте также:
В Одессе правоохранители задержали заведующую одного из отделений "Детской городской клинической больницы №3". Ее подозревают… Read More
22 ноября 1954 года, т.е. ровно 70 лет назад «скопытился» Андрей Януарьевич Вышинский. «Фи!», —… Read More
В части Приморского района Одессы в пятницу, 22 ноября 2024 года, временно отключат воду. Причина… Read More
В ЮНЕСКО дали ответ на нашумевшее «Одесское письмо», в котором противники деколонизации топонимов, названных в… Read More
Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More