День Победы 9 мая — всегда был особым праздником для Одессы, которая получила статус города-героя в числе пяти городов, заслуживших это право своей беспримерной обороной. Потом уже этот статус слегка потускнел, когда награды стали раздавать налево и направо всяким «героям». А народ веселило, когда на портрете одного такого «героя» высотой в дом, висевшем в Одессе на Привокзальной площади, нарушая все законы анатомии, патологически росло левое плечо, иначе художникам просто уже некуда было рисовать те золотые звёзды. Так вот, оборона Одессы продолжалась не только 73 героических дня, а ещё и 907 дней временной фашистской оккупации, и обеспечивали её успех одесские катакомбы, уникальный одесский феномен, щедрый на загадки, много веков придававший ореол таинственности нашему городу.
Партизаны в одесских катакомбах
Одесса строила из себя. Это не филологический нонсенс, это факт. Чёрное море позаботилось, чтобы за миллионы лет под Одессой образовались пласты камня ракушечника, прекрасного строительного материала. Идея лежала на поверхности, и глупо было не начать строить из этого камня город, добывая его просто под ногами. Правда, на месте оставался витиеватый лабиринт подземных выработок, создававший пещеры, ходы, галереи и даже тайники. И когда стало ясно, что в 1941 году, дабы не остаться в окружении, защитникам Одессы придётся покинуть город, были созданы партизанские отряды, которые спустились в катакомбы и оттуда наносили скрытые удары, дабы непрошенным гостям жизнь не показалась сахаром.
Возглавил этот «невидимый фронт» Владимир Молодцов, получивший подпольный псевдоним Бадаев. Много серьёзных операций провели партизаны отрядов Молодцова-Бадаева: спасли дамбу Хаджибейского лимана, которую фашисты пытались взорвать, чтобы тем самым создать водную преграду на пути наступающей армии под командованием Р. Малиновского. Спасли одесский порт, который перед бегством из города оккупанты заминировали. Подорвали эшелон «Люкс», под обломками которого нашли свою смерть более двухсот высокопоставленных фашистских чиновников, ехавших в Одессу для управления создаваемым губернаторством «Транснистрия». Оккупанты минировали выходы из катакомб, засыпали колодцы, через которые воздух поступал под землю, пускали ядовитые газы. Но ничего не помогало. Тогда было применено издавна проверенное средство — предательство.
Предатель нашёлся. Он «сдал» Молодцова и двух его помощниц: Тамару Межигурскую и Тамару Шестакову. И те были казнены. Был казнён и руководитель молодёжного отряда Яша Гордиенко. Но в памяти одесситов их подвиг и они сами останутся навсегда.
Масоны в одесских катакомбах
В истории Одессы много запомнившихся эпизодов, связанных с катакомбами. К примеру, учёными установлено, что добыча камня-ракушечника для строительных нужд началась в этих местах 3,7 млн. лет назад. Так что смело можно утверждать, что Одесса начала строиться не в 1794 году по приказу Екатерины ІІ, а 3,7 млн. лет назад. Просто строительство велось теми же темпами, как ныне строится новое жильё для льготников и очередников, а всем остальным одесситам остаётся им только завидовать, поскольку эта категория граждан поклялась дождаться окончания строительства, то есть прожить 3,7 млн. лет, а такое светит только этим счастливчикам.
Было время, когда на Одессу положили глаз масоны. Но дело в том, что с 1822 года приверженность к масонству стала преследоваться, а значит, их тайные ритуалы сделались вне закона. И руководство масонских лож предписало масонские таинства проводить в домах, имеющих выходы в катакомбы, чтобы всегда можно было тайно дом покинуть, если нагрянет полиция. По этому принципу и выбиралось место застройки. Например, в доме масона Сергея Волконского в Барятинском переулке (ныне пер. Нахимова), где в двухэтажном подвале находился масонский храм, подземный ход прямо через катакомбы выводил на склоны, к морю.
Кстати, многие полагают, что колодцы в старых одесских дворах появились для сбора дождевых осадков из-за нехватки в Одессе воды. Как бы не так. Через эти отверстия поступал воздух в катакомбы для дыхания. Так что появление у кого-то во дворе прямо из-под земли мазуриков, скрывавшихся в катакомбах, не было такой уж неожиданностью, так же как и исчезновение вдруг в колодце домашнего серебра из квартиры на втором этаже.
Автор этих строк хранит в архиве статью нашего земляка Аркадия Львова «Одесские катакомбы», напечатанную в газете «Неделя» ещё в 1969 году №32. Мы жили с ним в одном дворе в переулке Нечипуренко, 14. Он знал, о чём пишет, потому что прямо против парадной А. Львова был вход в подвалы, которые по слухам имели выход в катакомбы. Однажды прямо напротив нашего дома под землю провалился «Москвич», синюю крышу которого лично я, идя утром в школу, видел в глубине провала и слышал оттуда смех двух пьяных баб. Когда днём я возвращался домой после уроков, яма была уже пуста. А соседка мадам Малая, хорошо по информированная в таких делах, по секрету рассказывала моей бабушке, что никакие спасатели ещё не приезжали (прошло всего шесть часов — какие спасатели ездят в Одессе так быстро), но тот синий «Москвич», из которого доносился пьяный женский смех, видели через пару часов в Аркадии. Это вдохновило А. Львова на очерк, а ребят нашего двора на дискуссию: значит, катакомбы всё-таки есть, и по ним можно добраться прямо в Аркадию, хотя не решённым оставался вопрос: где взять двух пьяных баб, которые покажут туда дорогу в лабиринте катакомб.
Контрабанда в одесских катакомбах
Исследование этих пещер всегда представляло большой научный интерес. Они неизменно притягивали внимание больших учёных. Дело в том, согласно легендам, в одесских катакомбах были спрятаны ещё турецкие клады, но найдена всего малая их толика. А какие сейчас зарплаты у больших учёных не мне вам рассказывать. Вот и копаются учёные в катакомбах, ищут (мы уж намекнули что) и, судя по задекларированным недавно доходам, некоторые наши проффесора (через два «ф») таки да что-то находят, только не говорят где, может, и в катакомбах. Народ верит.
Криминальный элемент издавна устраивал в катакомбах свои «малины». Наверное, сегодня никто не возьмёт на себя смелость фантазировать, как они выглядели. Но так ли надо напрягать свою фантазию, а не проще ли открыть книгу очевидца (так он утверждал) Ф. Иванова «Подземная Одесса 25 лет назад» (типография Нитче, 1890 г.): «Стены и своды импровизированной залы обиты были персидскими и бархатными коврами. Колонны обставлены были зеркалами и канделябрами, на выступах стояло несколько столовых бронзовых часов, на полках красовались серебряные стаканчики и кувшины. В углах висела масса шуб, пальто, фраков и женских ротонд, мужские и дамские ботинки лежали кипами. Когда я попросил воды, Сашка Косой раскупорил бутылку старого шато-лафита и угостил меня».
Не правда ли и тебе, читатель, уже захотелось познакомиться с тем Сашкой Косым, который привёл автора вышеприведенной цитаты в тот рай, только где же было его искать, ведь Ф. Иванов спустился в катакомбы в районе Дюковского сада, но вышел в город через Софиевскую улицу, а это ведь километры удаления. Да и где здесь правда? Может, просто у Ф. Иванова в голове, подобно Пизанской башне, что-то покосилось, ибо кто его знает, что это за штука шато-лафит, кто пробовал то шато, не от него ли в мозгах такой лафит?!
В принципе, катакомбы и вино — близнецы-братья. Ещё в 1865 г. штаб-доктор М.С. Воронцова, основатель Куяльника, Эраст Степанович Андреевский, изучая быт одесских греков, узнал от них, что для сохранения вкусовых качеств греки устраивали в катакомбах особые хранилища, чтобы хранить там свои вина. В научных записках Андреевский дал учёное объяснение феномена: «Пусть в катакомбе капает со стен, но никто не капает на мозги, сколько ты выпил». Андреевский и его ассистенты по многу дней не покидали те хранилища в катакомбах, где не жалея сил и здоровья, проводили опыты, результаты которых старательно записывали, только прочесть те записи так никому и не удалось — сильно неразборчив был почерк: то ли руки дрожали из-за недостатка кислорода, то ли разум мутнел из-за отсутствия закуски.
А когда в Одессе было введено порто-франко (беспошлинная торговля) и прошла граница прямо по улице Старопортофранковской, проблему тогдашних шенгенских виз контрабандисты решали прямо на границе, только на глубине сорока метров. Правда, в те благословенные дни в катакомбах была жуткая толкотня и давка — в одном направлении двигались одесситы, гружённые товарами, а им навстречу их земляки, гружённые заработанными деньгами. Это так возмутило императора и его окружение: «Кто же так делится с императором, что это за процент?!», — что порто-франко прикрыли.
Всех всегда интересовало: а какова общая длина ходов и галерей одесских катакомб? Долгое время это оставалось загадкой, потому что учёным ломало складывать в столбик. Но появились компьютеры, и наконец, с помощью сантиметра и тыка в клавиатуру указательным пальцем правой руки удалось подсчитать, что длина коридоров катакомб по прямой составляет уж никак не менее двух тысяч километров — как раз расстояние от пункта О (Одессы) до пункта Б (Берлина). Вот когда одесситы разобиделись на своих предков за то, что те копали без системы, кто куда. А копали бы по прямой, мы давно уже были бы в НАТО.
Сколько же партизанских отрядов было у расстрелянного в 1942 Молодцова-Бадаева, которые в 1944 спасали Хаджибейскую дамбу?
А то, что первыми людьми на земле были одесситы, вообще класс! 3,7 млн. лет назад они слезли с деревьев, превратились из обезьян в людей и начали строить Одессу!
БРАВО, ВАЛЕНТИН!
ЦИТАТА «Но так ли надо напрягать свою фантазию, а не проще ли открыть книгу очевидца (так он утверждал) Ф. Иванова «Подземная Одесса 25 лет назад»……»
Не проще. Ищу уже второй десяток лет эту книгу и не могу найти…
Вы уже всем надоели, псевдообщественники! Пошли вон из Одессы, вы не одесситы!