Так уж случилось, что когда речь заходит о неких положительных тенденциях в морской отрасли, инициируемых Украиной, верить не особо получается. Слишком много было потеряно и упущено, чтобы сейчас с гордостью именовать себя морской державой… А между тем, успешные проекты есть. Корреспондент «Одесской жизни» побывал на Дунае и собственными глазами увидел последние достижения государственного предприятия «Дельта-лоцман», которое восстанавливает глубоководный судоходный ход (ГСХ) «Дунай — Черное море». Очередным этапом стала сдача в эксплуатацию гигантской ограждающей дамбы…
Мы теряем, соседи находят
Правильно ведь говорят, что пока жареный петух не клюнет, наш мужик не перекрестится. К сожалению, эта народная мудрость касается не только простых мужиков, но и государственных мужей, занимающих высокие посты в столичных кабинетах. Пока наши политики занимались дележом власти, позиции Украины на Дунае из года в год становились слабее и слабее. Во многом благодаря соседней Румынии, которая с помощью правильной национальной и региональной стратегии стала монополистом в вопросах речного транзита на Дунае. Большую часть грузооборота взяли на себя искусственные румынские каналы (Сулинский и Георгиевский), стремительно развивается молдавский порт Джурджулешты, ослабляя тем самым позиции Ренийского порта.
Долго думали, но все же решились
К счастью, украинские политики таки взялись за голову и дали отмашку госпредприятию «Дельта-лоцман» восстановить глубоководный судоходный ход «Дунай — Черное море» через гирло Быстрое, распростершийся от Рени до Вилково. На первом этапе стояла задача увеличить проходную осадку для судов до 5,85 метра. В идеале же она должна составить 7,2 метра. В 2008 году ГСХ был введен в эксплуатацию, однако работы по его улучшению ведутся регулярно до сих пор. Очередным этапом стало окончание строительства морской ограждающей дамбы.
— На сегодняшний день мы имеем морской подходной канал, защищенный ограждающей дамбой длиной в 2730 метров, которая минимизирует расходы на дноуглубительные работы, — говорит заместитель председателя Государственной администрации речного и морского транспорта Виктор Сударев. — Основная ее функция — защитить канал от донных наносов, а проходящие здесь суда — от северных и северо-восточных ветров, доминирующих в осенне-зимний период.
На кону — монополия на Дунае
Дамбу из несортированной горной массы строили сразу две компании: часть работ выполнило предприятие из Мариуполя, заканчивали краматорцы. Использовалась новейшая европейская техника, в том числе тяжелые экскаваторы «Вольво».
Возведение ограждающей дамбы стало лишь очередным, но не заключительным этапом развития ГСХ. В распоряжении госпредприятия «Дельта-Лоцман» остается чуть больше года для того, чтобы завершить реализацию всего проекта. Теперь главная задача — продолжение дноуглубительных работ.
— Мы намерены перейти ко второму этапу проекта — доведения глубин на судовом ходе до 9,5-10 метров. Это позволит нам довести проходные осадки судов до 7,2 метра. В этом случае украинский канал на все сто процентов составит серьезную конкуренцию румынской Сулине, — подытоживает директор госпредприятия «Делта-лоцман» Александр Голодницкий.
Румыны протестуют и боятся волн
Успешному завершению проекта, к сожалению, активно мешают румыны, которые не позволяют проведение дноуглубительных работ на своей части Дуная.
— Суть вот в чем, государственная граница проходит по фарватеру, — говорит заместитель директора «Дельта-лоцман» по техническим вопросам Геннадий Гарас. — Однако для того, чтобы земснаряд начал работать, его нужно укрепить якорями. Их разводят в две стороны, два — на украинскую и два — на румынскую. Так вот, румыны протестуют против этой процедуры, заявляя, что таким образом мы нарушаем территориальную целостность их государства. Кроме того, они утверждают, что волны, идущие от наших судов, разрушают их берега и ухудшают экологию. Мы свое дело знаем, можем приступить к работам в любой момент, но сейчас нужно обеспечить дипломатическую поддержку.
Семь лет, и еще не конец
Напомним, что проект по восстановлению глубоководного судоходного хода (ГСХ) был утвержден в 2003 году. Оптимальным для выхода в Черное море признали гирло Быстрое, которое на своем десятикилометровом участке имеет 9-10-метровую глубину и не требует дноуглубления. Работы начались в 2004 году, однако уже в 2005 финансирование было фактически остановлено. Его возобновили в 2006 году, а двумя годами позднее ГСХ был сдан в эксплуатацию с осадкой для судов 5,85 метра. В октябре 2010 года завершено строительство почти трехкилометровой ограждающей дамбы.
Быстрое против Сулины: говорят цифры
Несмотря на все существующие проблемы, украинский глубоководный ход судов через гирло Быстрое уже опередил своего главного конкурента — румынский Сулинский канал. За 10 месяцев 2010 года через него прошли 1253 судна, в то время как наши соседи пропустили через свою артерию 1051 судно. Главным союзником Украины является то, что гирло Быстрое имеет естественную природу и лучшие навигационные возможности. В свою очередь, искусственный Сулинский канал очень узок (100 метров), вследствие чего труден при прохождении, а также нуждается в постоянном дноуглублении…