Столице юмора сегодня, кажется, совсем не до смеха. Хотя начало апреля одесситы традиционно связывают с Юмориной — праздником шуток, розыгрышей и веселья. Правда, по мнению многих, за последние годы из Фестиваля юмора и сатиры она превратилась в достаточно примитивный «праздник дураков». Вместе с тем первоапрельский карнавал стал сегодня частью одесского «мифа». О том, нужна ли Юморина во время войны, какой она должна стать после нашей победы, говорят одесситы, непосредственно связанные с одесской культурой смеха и культурно-историческим наследием города.
Одесскую Юморину невозможно представить без международного фестиваля клоунов и мимов «Комедиада». По сути, он стал самой яркой и остроумной частью первоапрельского карнавала. Создатели «Комедиады», любимцы одесситов, и не только — комик-труппа «Маски» — изначально не собирались привязывать свой фестиваль к первоапрельской дате. Но городские власти предложили. И «Комедиада» фактически стала главным событием Юморины.
На фестиваль приезжали клоуны и мимы из 25 стран мира. В составе жюри были продюсеры цирка дю Солей, сын Чарли Чаплина.
Прославилась «Комедиада» не только гомерически смешными виртуозными представлениями в Доме клоунов. Каждый год 1 апреля артисты театра «Маски-шоу» устраивали на одесских улицах озорные шествия. А в финале — гала-представление, зрители которого заполняли всю площадь перед открытой сценой.
— У каждого человека, наверное, Юморина своя — в сердце, в голове, — говорит директор театра «Маски-шоу» народный артист Украины Борис Барский. — Одесса — это родина юмора, и мы не можем без Юморины. 1 апреля «Маски» выходили в город даже во время карантина: ходили по Дерибасовской, «обнимашки» делали со всеми. Обязательно выйдем и в этом году.
Гала-концерты под открытым небом во время войны, конечно, проводиться не могут. Но для того, чтобы люди все же смогли попасть на представления «Маски-шоу», театр провел в «Тик Токе» специальную акцию.
— У многих людей, находящихся в других городах и странах, есть материальная возможность приобрести билеты на наши спектакли. Но нет возможности прийти к нам в театр, — рассказывает Борис Барский. — Одесса как мама — очень гостеприимная. Для нее нет чужих детей. Она принимает всех. У нас сейчас много переселенцев — людей, которые потеряли дом, работу. Многим из них хотелось бы прийти в наш театр, но не у всех для этого есть материальная возможность. И мы решили объединить этих людей. Те, кто в состоянии приобрести билеты, могут связаться с нами. А мы эти билеты вручим людям, которые хотели бы прийти в наш театр, но у них нет такой возможности. 20 таких билетов уже точно насобиралось. 1 апреля — примерно с 12.00 до 15.00 — мы пройдемся по Дерибасовской и, наверное, осчастливим многих людей, просто приглашая их в наш театр, даря билеты на спектакли.
Во время войны юмор «Масок» не изменился. Это — добрый юмор.
— Я стараюсь отслеживать, чтобы не было сейчас «черного» юмора. Не время для него, — считает лидер комик-труппы. — Иногда слышал: «Вот, сейчас такие времена, а вы ходите и шутите». Да, такие времена. Ну возьмите и запретите, к примеру, женщинам рожать в такие времена: «Времена тяжелые, приостанови и потерпи. Когда победим — тогда родишь». Это же нереально. Точно так же, как невозможно молодым людям запретить влюбляться друг в друга. Кто знает — сколько, что, кому суждено. Поэтому наслаждайтесь каждым мгновением. Именно потому у нас будет только добрый юмор.
Во время войны юмор необходим. Без него прожить невозможно, убежден Борис Барский. И на спектаклях «Маски-шоу» всегда присутствуют бойцы, проходящие в Одессе реабилитацию, приехавшие прямо с линии фронта — из Херсона, Николаевской области.
— Во время второй мировой войны многие актерские бригады ездили по фронтам: Утесов, Сичкин, Тарапунька и Штепсель. Они же не возили рояль в грузовике, чтобы сыграть там, на фронте, Шостаковича. Наоборот — представляли веселые программы, и этим поддерживали бойцов. Поэтому я считаю, что юмор — очень сильное оружие, — подчеркивает артист. — А на спектаклях всегда говорю, что народ, не разучившийся смеяться, победить невозможно.
На «Комедиаду» во время войны, естественно, ни участники, ни гости не приедут. Да и финансирования фестиваля сегодня нет.
— Но в любом случае, когда-то это все вернется, — убежден Борис Барский.
Во время войны Юморина неуместна, убежден историк, директор общественной организации «Общество и историческое наследие» Александр Бабич.
Во-первых, как любой хороший праздник, она будет стоить недешево. А у города сегодня есть более актуальные траты: начиная от турникетов и аптечек военным — заканчивая беспилотниками и реабилитацией раненых.
— Делать дешево — лучше не делать вовсе, — считает Александр. — Мы уже насмотрелись на дешевые действа — и они только отталкивают. Вторая причина — риск массовых скоплений людей во время фестиваля при вероятности ракетных обстрелов.
Но после войны Юморина должна возродиться.
— Я считаю, что в контексте сохранения городского мифа, имиджа Одессы — это коммерчески перспективно, — полагает Александр Бабич. — Юморина имеет уже достаточную историю. Поэтому не надо придумывать на пустом месте, что Одесса — город смеха и юмора.
Вместе с тем фестиваль, безусловно, должен быть не таким, как раньше.
— Мы убираем абсолютно все, что, так или иначе, связано с российской, советской культурой. А значит, фактически уйдут в тень традиционные персонажи: Остап Бендер, Беня Крик, Паниковский с гусем. На первой машине фестивальной колонны они точно ехать не будут. Значит, нужны другие герои, другие образы, — подчеркивает Бабич. — Второе, чего я бы очень хотел: чтобы жлобский формат Юморины — напиться пива, прицепить на нос поролоновый шарик и поржать — был заменен более интеллигентным, глубоким. Например, хорошими, качественными фестивалями политической карикатуры, пантомимы, сатирической рекламы.
Могли бы проходить в Одессе фестивали стендапа, юмористической анимации, кинокомедии, уличных театров.
— Они будут выступать на каждой уличной локации с какой-то классной постановкой, — предлагает Александр. — Таких театров в мире много, они универсальны с точки зрения репертуара и понятны всем даже без знания языка. Можно устроить конкурс мемов. Ведь сегодня они рождаются очень быстро. Предположим, участники должны выдавать в течение определенного времени заявленный продукт. А жюри оценивает и выводит лучшие мемы на большой экран.
То есть форматов, так или иначе связанных со смехом, достаточно много.
— Смех может быть умным, интеллигентным — не «про поржать», а иногда даже — «про поплакать», — убежден Александр Бабич. — Как чудесно развивался созданный театром «Маски-шоу» фестиваль «Комедиада». Какого высокого класса мастера клоунады и пантомимы к нам приезжали. Это был вообще не «95-й квартал» — это высокое искусство.
И такие фестивали, конечно, могут проходить не только 1 апреля — круглый год. А Юморина станет их ключевым событием.
После войны, считает историк, есть смысл именно в таком направлении развивать в Одессе фестивальное движение. Конечно, это потребует бюджетных денег, дополнительных вливаний спонсоров, взаимодействия с отельерами. Но результат будет стоить затраченных усилий и средств. И тогда люди будут приезжать в наш город не просто к морю, но и для того, чтобы поучаствовать в фестивальных событиях. Актеры, режиссеры, художники, блогеры, гости фестивалей привезут в Одессу деньги. То есть — не купят две бутылки пива, а оставят тысячи в наших ресторанах и отелях и принесут городу доход.
— Во всяком случае, нам есть на что опереться, — говорит Александр Бабич. — «Одесса — город юмора» — это состоявшийся бренд. И Юморина не умерла, она просто замерла на время войны. А после победы — вперед, делай!
В поселке Бородино еще до войны при поддержке государства был построен социальный Центр для пострадавших… Читать далее
На побережье Одесской области выбросило очередную морскую мину, которая была оперативно уничтожена украинскими военными. Об… Читать далее
14 февраля 2023 года военный Виталий Верес получил тяжелое ранение во время обороны Бахмута, когда… Читать далее
Сентябрь. Налилась красным цветом калина, которая является одним из символов Украины. Коллектив областного центра национальных… Читать далее
16 сентября 2024 года жители Одессы и региона ощутили подземные толчки. В домах качались люстры,… Читать далее
Второго сентября, в день рождения художника, которому должно было исполниться 70 лет, в медиацентре Любашевской… Читать далее