В надкодымских селах Ясеново Первое и Ясеново Второе Зеленогорской громады, разделенных пополам рекой Кодымой, живут трудолюбивые и предприимчивые люди. Они имеют добрые традиции и хранят историю - когда-то их жители спасли свою святыню - храм Покрова Пресвятой Богородицы. Они имеют много общего. На два села здесь один храм, одна школа, один старостат и один мост, которые... их объединяют. О нынешних жителях, истории и легендах этих сел рассказывает «Одесская жизнь».
Еще 5 тысяч лет назад трипольцы засеивали житом окрестные поля, а в II-VI веках н.э. хлеборобы черняховских и славянских племен использовали сельскохозяйственные орудия. Это подтверждают каменные жернова, найденные на местах их поселений, которые хранятся в сельском музее.
Самым старым поселением считается Ясеново Первое, основанное на оживленном Кучманском пути 350 лет назад, вероятно, запорожцами, которые построили здесь зимовники для хозяйства и острог.
С 1685 года край населяли посполитые, ремесленники, торговцы и мелкая безземельная шляхта, которых польский король Ян III Собеский призвал поселиться на «кресах» — Кодымском пограничье между Польшей и Турцией. Гарнизон пограничной стражи находился на левом берегу в небольшой каменной крепости. Помогали отбивать нападения охотников за ясирами небольшие военные отряды — «милиция», сформированные польской властью из ясеневских молодежных групп.
Ясеновская слобода — ныне село Ясено Второе — на правом берегу Кодымы принадлежала Крымскому ханству.
На тему: Агрессивный бизнес: как селяне отсудили у арендаторов собственный пруд
По преданиям, название поселений происходит от одноименной балки, где росли ясени. По другой версии — от польского имени Ясь или от столицы Молдавского княжества Яссы. В селе Ясеново Первое было больше выходцев из Польши, а Ясеново Второе в основном было заселено подданными Османской империи и беглецами от польского гнета.
Из-за этого жители Ясеново Первого называли соседей «ляхами», а жители Ясеново Второго — «волохами» или «молдаванами». Часто взаимные оскорбления молодежь «смывала» кровавыми драками, устраивая между собой жестокие ледовые побоища на замерзшей Кодыме.
Сердцем Ясеновского края является храм, освященный в честь покровительницы украинского казачества.
По исследованиям ясеновского краеведа Сергея Рахубенко, первым был построен алтарь из черного кирпича со разрушенной польской крепости еще в 1791 году. Купол церкви был завершен в 20-е годы XIX века из местного кирпича, а притвор и колокольня — уже в конце века из камня-ракушечника, привезенного из Одессы.
По воспоминаниям старожилов, в 30-е годы XX века произошло чудесное обновление лика Николая Чудотворца, а в 60-е годы в разрушенной могиле были найдены нетленные мощи какого-то святого отца.
В 1956 году Одесский облсовет по просьбе общины признал Свято-Покровский храм архитектурным памятником, что фактически спасло его от разрушения, но не от бедности.
Возрождение святынь началось через 50 лет — в 2006 году — благодаря местному благотворительному фонду «Рідний край», учредителями которого стали Юрий Шевченко, Сергей Паровик, Валерий Устянский, Анатолий Артеменко, Александр Федчун, Любовь Ганченко. Теперь храм поражает своей красотой, новыми колоколами, иконостасом и фресками.
Среди икон — чудотворный образ Божией Матери «Достойно есть», написанный в 1897 году на Афоне иеромонахом Кириллом. Вероятно, святая икона принадлежала Покровской церкви села Ясеново Первое, которая была построена в 1879 году, но до наших дней не сохранилась. Последнюю пасхальную службу в ней провели в 1961 году. Потом храм был разобран, и лишь афонская икона чудом сохранилась.
Читайте также: Сакральная магия мотанок: почему мастерица из Одесской области начала создавать куклы во время войны
Первым исследовать историю края в 1948 году начал учитель истории Сергей Рахубенко.
Он вместе с учениками нашел и исследовал поселения охотников на мамонтов, древних земледельцев, могилы кочевников и остатки многих археологических культур. Сотни интересных экспонатов, найденных ясеновцами, украсили Одесский археологический музей, а тысячи стали основой экспозиции Ясеновского краеведческого музея, открытого в мае 1960 года.
К сожалению, многие ценные экспонаты были утрачены, но музей, который носит имя своего основателя, до сих пор удивляет посетителей своими многочисленными сокровищами. Часто его гостем бывает внук Сергея Рахубенко Виктор Муренко. В последний раз он посетил музей с друзьями из Испании, чтобы показать им творение своего деда и храм, в восстановлении которого он тоже участвовал.
Исследователь Сергей Рахубенко написал полную историю села, опубликованную в книге «История городов и сел Украины. Одесская область», изучал народную топонимику, записал легенды и рассказы старожилов.
И хотя сегодня уже исчезли хутор Лепина, село Погребы, Отаманский лес, Гончарев сад, Попив яр, притока Кодимы Извор, память о них сохраняется.
Еще на тему: Отдохнуть душой и телом: 8 причин, почему стоит посетить Любашевщину
Еще чумаки, чей путь в Крым за солью проходил через ясеновские левады, способствовали развитию окрестных сел.
На обратном пути они останавливались в селе, чтобы отдохнуть и побазарить. Особенно им нравилась домашняя копченая колбаса. Позже ясеновские крестьяне стали продавать свои лакомства на одесском Привозе, а еще и сало — в Харькове.
Колбасник Захар Сербин, который перенял вкусное дело от деда, также Захара, считается одним из лучших мастеров в селе. Он утверждает, что именно из Ясенова распространилась традиция изготовления этой пищи по всей Любашевщине и только в их селе готовят ее с душой, строго соблюдая рецептуру и не экономя на качественных ингредиентах.
Его копчености нравятся не только местным гурманам, но и нашим защитникам, которым колбасник еженедельно отправляет на фронт свои кулинарные дары.
Семья Гогулинских основала этническую агроусадьбу «Медовые росы» для сохранения традиций, возрождения народных ремесел и старинных гастрономических рецептов.
Вы также можете узнать: Почему семья Турских из села Ясеново никогда не переедет в город?
Педагог Галина Степаненко поддерживает местный бренд «Ясеневский рождественский коржик», а молодая предпринимательница Олена Дроздовская развивает животноводство и создала сыроварню. Реально создание клубники и рыбы фестивалей, ведь многие предприимчивые крестьяне выращивают вкусные ягоды, а река Кодима богата на рыбацкие трофеи.
На тему: От филолога до фермера: женщина из Одесской области создала настоящую сырную ферму
Читайте также: Поэтесса и рукодельница: история нашей читательницы — инвалида с диагнозом ДЦП.
После очередной вражеской атаки Одессы ударными беспилотниками вечером 3 марта 2025 года на маршруте трамвая… Read More
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что ради мира будет работать под руководством президента США Дональда… Read More
Сыну бывшего мэра Одессы Руслана Боделана Владимиру Боделану, который работает на российских оккупантов, заочно предъявлено… Read More
Магнитно-резонансная томография (МРТ) — современный диагностический метод, к которому обращаются в самых сложных случаях. Но… Read More
Очередная террористическая атака россиян нанесла большие разрушения в Одессе - пострадали жилые дома, некоторые уже… Read More
В Саратской громаде Одесской области в последний путь проведут Алексея Плетоса - воина 182 отдельного… Read More