Валерий Дмитриев водил троллейбусы 45 лет! Он исколесил Одессу на всех возможных маршрутах и, кажется, знает о «рогатых» всё. Мы расспросили его о закулисье троллейбусной жизни.
Когда вы начали водить троллейбус?
Работать я начал в конце 1970-х. Тогда проезд был 4 копейки, а потом, с распадом СССР, стал стоить 15 копеек. У меня даже где-то остались эти билетики. Раньше у нас в Одессе было два парка – 2-е депо на ул. 25-й Чапаевской дивизии и депо на ул. Зоопарковой. В 2000-х их соединили и все троллейбусы переместили на Таирово.
Почему вы пошли работать на электротранспорт?
По образованию я вообще учитель физкультуры, и водителем троллейбуса изначально устроился из-за жилья (нам давали общежитие), но потом понял, что эта профессия мне по душе. Мне понравилась работа с людьми, ранние подъёмы, активная профсоюзная жизнь – мы ездили на экскурсии, участвовали в соревнованиях. Я за депо играл в теннис, волейбол, футбол, шахматы.
Какой маршрут в Одессе – самый лучший?
Я успел поработать на всех троллейбусных маршрутах – от 1-го до 15-го. Только 6-го у нас не было, не знаю, почему. Мне нравились все маршруты: на каждом есть своя специфика и свои пассажиры. Например, на 8-м или 3-м троллейбусах ездит в основном рабочий класс, на 2-м – интеллигенция. 3-й маршрут – морской, 9-й и 10-й маршруты троллейбуса – студенческие. А 12-й мы называем «пенсионным», на нём бабушки и дедушки едут на базар, в газовую контору, в аптеки.
Часто на одном маршруте мелькают одни и те же лица, появляются знакомые, пассажиры становятся «своими»: кто здоровается, кто «спасибо» говорит, кто даёт конфетку, кто – яблочко.
Во сколько у водителей начинается рабочий день?
Вставать на работу нужно рано, в 3-4 утра, выезд из депо начинается в 5-7 утра, в зависимости от смены. Я всю жизнь ездил на работу на велосипеде, хотя те, у кого своего транспорта не было, могли сесть на служебный. Рабочие троллейбусы и сейчас ходят 2 раза утром и 2 раза вечером. До войны последний развоз водителей начинался после полуночи. Сейчас в Одессе запускают ночные троллейбусы и для пассажиров.
Есть ли у водителей «рогатых» план?
Есть. План выработки на день зависит от времени выезда на линию, от маршрута и от количества рейсов (их может быть 4-5). Сейчас план на одного водителя где-то от 800 до 2000 гривен. После смены мы приходим в депо, на большом столе выкладываем свою кассу и считаем. План надо выполнять хотя бы на 80%. Но бывает, что мы его не выполняем из-за объективных причин: например, на маршруте была задержка из-за ДТП, или на линии не было тока, или было мало пассажиров из-за плохой погоды.
Водятся ли на «рогатых» «зайцы»?
Я сам был «зайцем» в студенческие годы. Мы покупали штук 10 талончиков и на обратной стороне каждого писали номер вагона, в котором впервые пробили билет. Компостеры не менялись, кондукторы билеты не забирали. Едет троллейбус – видишь его вагон и достаёшь уже пробитый там когда-то билет. Экономия.
Сейчас я к «зайцам» не пристаю: это лишняя нервотрёпка, это задержка других пассажиров. Есть люди, которые любым путём стараются избежать оплаты проезда в электротранспорте, но таких немного. Иногда «зайцы» ездят снаружи, на задней площадке, но такое чаще бывает, когда в городе проводят футбольные матчи.
Почему у троллейбусов иногда «улетают» «рога»?
У нас есть присказка: «Пока две палки не поставишь, не поедешь». Но иногда они «улетают» при неосторожном манёвре или из-за превышения скорости. Мы не можем резко маневрировать. У нас отклонение «рогов» от проводов идёт не больше 4 метров в сторону. Если не рассчитал расстояние – штанги отрываются.
Чтобы «рога» не «улетали» наверх, их держит специальная верёвка, намотанная на барабан. Но если барабан неисправен, то не только штанги могут улететь – может оторваться ещё и «головка», которая находится на их конце, прилегает к проводам и проводит ток. Эту «головку» вырывает с огромной силой. Был случай у наших водителей, когда она при падении убивала человека или разбивала лобовые стекла у машин. Но обычно «головка» не отрывается полностью, а просто свисает на ремнях, которые её держат.
Что такое «канава» и зачем она нужна?
«Канава» находится в депо. Это специальное место с ямой, где троллейбус проходит техосмотр. «На канаву» обязательно заезжать один раз в неделю. У каждой машины для этого есть свой день. В «канаву» и из «канавы» троллейбусы перегоняют не сами водители, а специальные люди – «маневровые».
Когда троллейбус «кусается»?
Когда троллейбус бьётся током. Это случается в дождливую погоду, если намокает двигатель и ток начинает пробивать на корпус машины. Когда пассажиры садятся, они одной ногой уже в троллейбусе, а другой – на земле, и получается шаговое напряжение. Сначала током бьёт не сильно, а, так сказать, «кусает». Если вас так «укусило», нужно подойти к водителю и предупредить, что троллейбус бьётся током. Тогда мы всех высаживаем и едем в депо, где двигатель целую ночь сушат специальные приборы.
Когда уровень воды на дороге выше 15 см, мы уходим с рейса или объезжаем по другим маршрутам самые «полноводные» места: это и ул. Балковская, и заезд с 4 ст. на 5 ст. фонтана, и кольцо на ул. Инглези, и участок пр. Небесной Сотни у ЖМ «Радужный».
Бывают ли у водителей несчастные случаи?
Бывает, что в час пик при полной посадке начинаешь закрывать двери и кого-то нечаянно прищемишь, потому что люди вглубь не продвигаются, а не закрыть двери тоже нельзя.
Бывает, пассажиры и травмы получают. Однажды зимой я подъезжал к остановке, где стояло много людей. Я ещё не остановился, а пассажиры уже начали быстро двигаться к дверям и сбили с ног одну старушку с палочкой, а она попала мне под заднее колесо. Я сразу затормозил, но на дороге был гололёд… Хорошо, что я на неё не полностью наехал, а только колесом «черканул», но бабушку всё равно пришлось отправить в больницу.
Есть «хам трамвайный», а «троллейбусный» есть?
Конечно, иногда в троллейбусе случаются конфликты. Бывает, заходят больные люди, начинают скандалить. Я тогда останавливаюсь и говорю: «Пока не выйдете, я никуда дальше не поеду». Тогда уже остальным пассажирам выгодно хама поскорее выпроводить, потому что всем надо ехать.
Одна женщина как-то села на переднее сиденье и начала очень громко говорить по телефону. Ей даже пассажиры сделали замечание. Я молчал-молчал, а потом сказал: «Вы мне мешаете работать». Она ответила: «Я сейчас выхожу». Но не вышла и не замолчала. Тогда я не выдержал, забрал у неё телефон и поставил перед выбором: «Либо вы выходите, либо получите телефон, когда подъедете к своей остановке». Она потом в управление на меня жалобу написала.
Но у других бывает и хуже. Одному водителю пьяный пассажир угрожал пистолетом, потому что не хотел платить, у другого водителя пьяные кого-то в вагоне подрезали. Вандалы тоже встречались – могли даже кинуть камень в лобовое стекло.
Враждуют ли «рогатые» с маршрутчиками?
Да, иногда бывает. Маршрутка может плестись впереди меня, забирать пассажиров и не давать проехать. Они-то нас могут объехать, а мы их нет – нам «рога» не дают. Мне надо время нагнать, у меня график, а я не могу, потому что мне мешают. Иногда мы даже начинали друг друга подрезать, но умнее было сфотографировать номера маршрутки и пожаловаться в их управление.
А на 5-м маршруте, который когда-то ходил до Аркадии, мы ещё и с таксистами враждовали. Они постоянно оставляли машины на дороге, мешали выезду. Нам приходилось даже полицию вызывать через центрального диспетчера.
Почему женщин-водителей нет в маршрутках?
Почему нет? У нас была водитель, которая ушла потом работать к маршрутчикам, но со временем вернулась. Наверное, у нас больше водителей-женщин, потому что троллейбус – работа нетяжёлая для любого человека и денежная. Плюс, многие идут к нам из-за жилья, так как работникам электротранспорта дают общежития.
В поселке Бородино еще до войны при поддержке государства был построен социальный Центр для пострадавших… Читать далее
На побережье Одесской области выбросило очередную морскую мину, которая была оперативно уничтожена украинскими военными. Об… Читать далее
14 февраля 2023 года военный Виталий Верес получил тяжелое ранение во время обороны Бахмута, когда… Читать далее
Сентябрь. Налилась красным цветом калина, которая является одним из символов Украины. Коллектив областного центра национальных… Читать далее
16 сентября 2024 года жители Одессы и региона ощутили подземные толчки. В домах качались люстры,… Читать далее
Второго сентября, в день рождения художника, которому должно было исполниться 70 лет, в медиацентре Любашевской… Читать далее