Как антибиотики незаметно убивают наш иммунитет: неожиданные факты
О том, чем страшен «зверь антибиотик» и когда лучше обойтись без него, рассказывает Дмитрий САМОФАЛОВ — руководитель Южного межрегионального департамента НСЗУ.
С августа 2022 года антибиотики в Украине можно приобрести только по рецепту, в том числе и электронному «е-рецепту», наравне с наркосодержащими препаратами. Так ли это необходимо?
— Да, — отвечает Дмитрий Самофалов. — Потому что сейчас мы бешеными темпами движемся к антибиотикорезистентности, то есть к тому, что бактерии выработают устойчивость к нашим антибиотикам. Я был на международном конгрессе, где прямо прозвучало, что страны Восточной Европы виноваты в развитии антибиотикоустойчивости. Потому что только у нас антибиотики в свободном доступе. В цивилизованной Европе вы их без рецепта не купите.
Идея такого законодательства каждый раз поднимает бурю возмущений: к врачу не попасть, везде очереди, за прием плати, а так можно хоть антибиотик в аптеке купить!
— Но сейчас активно развивается система семейных врачей, есть фельдшерские пункты, мобильные бригады. Практически все амбулатории семейной практики имеют машины для неотложной помощи, — напоминает Самофалов. — К тому же вводятся удобные электронные рецепты. Я не вижу причин, почему бы не перевести продажу антибиотиков на рецептурную основу. А вот аргументов в пользу такого решения — море.
У каждого есть хотя бы один знакомый, живущий по принципу: «Простыл, температура — приму-ка антибиотик!».
— Но само по себе повышение температуры — не показание к приему антибиотиков, — предостерегает специалист. — Они предназначены для одной задачи: убивать бактерии! А температура может повышаться от вируса, гормональных изменений, перегрева и множества других факторов. И даже бактериальное повышение температуры не всегда требует назначения антибиотиков. Это, во-первых, а во-вторых, каких антибиотиков? До сих пор весь мир успешно пользуется пенициллином. В Украине мы забыли его уже лет 15 назад.
Существует устойчивое обывательское заблуждение: следующее поколение антибиотика обязательно мощнее предыдущего.
— Считается, что какой-нибудь фторхинолон в любом случае мощнее пенициллина. Но дело в том, что у каждого антибиотика свой принцип действия. Одни разрушают стенку бактерии, другие препятствуют ее размножению и так далее. И если антибиотик способен разрушить стенку этой бактерии, это не значит, что он подействует на все остальные. Пенициллин может подействовать лучше, чем новейшие антибиотики. Цефалоспорины сегодня есть первого-четвертого поколения. Но это не значит, что цефалоспорин 4-го поколения подействует лучше. Они просто убивают разные бактерии.
Что мы делаем, когда принимаем антибиотики без нужды или не те антибиотики? Мы закаляем бактерии по ницшеанскому принципу: то, что их не убивает, делает их сильнее. А любая устойчивая к антибиотикам бактерия может привести к смерти, потому что убить ее будет попросту нечем.
Еще одна серьезная ошибка в головах многих наших сограждан — это профилактическое назначение антибиотиков. К несчастью, этой же ошибкой грешат многие медики.
— Логика следующая: пациент подхватил вирус, и я знаю, что антибиотик не убивает вирусы, но я дам тебе антибиотик, чтобы на этот вирус «не села» бактерия и не развилась бактериальная пневмония. Допустим, грипп действительно дает как осложнение бактериальную пневмонию. Но профилактически она не лечится! Антибиотик в качестве профилактики дают только в одном случае — после операции. У нас его в таких ситуациях дают курсом, а за рубежом — вообще один раз.
Итак, антибиотики назначаются только при уже существующей серьезной бактериальной проблеме! А лучшей профилактикой окажется наша «встроенная» система защиты от вредоносных бактерий — старый добрый иммунитет.
Напомним, что наш организм населен миллионами бактерий — полезных, нужных, условно патогенных. Например, в кишечнике живет огромное количество бактерий, которые нам помогают и должны там жить.
— От некоторых из этих бактерий напрямую зависит усвояемость витаминов. А если мы их выбьем, то на их место придут другие организмы. Либо вредоносные бактерии, либо те, которые вообще не боятся антибиотиков: грибки. Убив бактерии, мы получаем, например, молочницу, хорошо известную сегодня женщинам. И дисбактериоз. В легких также возможно развитие крайне опасной грибковой пневмонии.
Вот что мы можем получить в обмен на профилактику антибиотиками.
— У бактерий есть еще одна особенность, — напоминает Самофалов. — Выработав устойчивость к антибиотику, конкретная бактерия (допустим, золотистый стафилококк) может научить устойчивости другую бактерию в колонии. Они могут обмениваться генами, получая перекрестную устойчивость. По тому же механизму мы, люди, проводим пассивную иммунизацию: когда берут сыворотку крови переболевшего человека и вводят другому. Сейчас так пытаются лечить и коронавирус.
Антибиотики могут стать дорогим «удовольствием». И речь не о круглой сумме, которую придется оставить в аптеке. Платой может оказаться потерянное здоровье, ведь многие антибиотики имеют свои побочные эффекты. Про один из них, могущий вызвать глухоту, есть даже врачебный анекдот на мотив песни из мультфильма «Губка Боб»:
— Как называется антибиотик?
— Ген-та-ми-цин!
— Я не слышу, дети!
— Ген-та-ми-цин!
— Нет, я вас реально не слышу!..
Но хуже, когда за антибиотики приходится платить жизнью.
— Когда началось повсеместное использование антибиотиков, была вспышка новых стафилококковых пневмоний, каких до сих пор никто не видел, — рассказывает Самофалов. — В то время их даже назвали «стафилококковой чумой». Другой страшный период в медицинской истории после появления антибиотиков связан с гибелью младенцев. Так называемая некротическая флегмона новорожденных. Определенный вид стафилококка вызывал некроз подкожно-жировой клетчатки у младенцев. Я такого пациента видел один или два раза в жизни. Мои учителя вспоминали, что в 70-80-х годах такие пациенты поступали через день. И все это связывают с антибиотикорезистентным стафилококком. Да, тогда его смогли победить, потому что появлялись все новые антибиотики.
Ну вот и ответ! Вырастим парочку бактерий, устойчивых ко всем антибиотикам, — ну так изобретем новые лекарства, да? К сожалению, не совсем.
— Человечество давно пыталось изобрести что-нибудь против бактерий. За пару лет до открытия антибиотиков Пауль Эрлих (нобелевский лауреат) придумал препарат от бактерий на основе висмута. Но разрабатывать его не стали, потому что антибиотики оказались эффективнее. И по ним был яркий всплеск: пенициллин, полусинтетический пенициллин, защищенный пенициллин, синтетический, цефалоспорины, фторхинолоны…
В 60-70-е годы новые антибиотики появлялись постоянно. Затем с каждым годом меньше. Потом ввели и более строгие требования к их тестированию.
— Насколько я знаю, — сообщает Дмитрий Самофалов, — сейчас мы вообще не ожидаем появления новых антибиотиков. Напомню, что даже для разработки вакцины от коронавируса понадобилось больше года, и это в «пожарной» ситуации, когда сняли почти все ограничения. Для появления нового антибиотика — от идеи до выхода его на рынок — должно будет пройти лет десять. Поэтому сегодня мое любимое высказывание про назначение антибиотиков: «Доктор, подумай! Спасая одну жизнь, ты можешь убить целый мир».
— Антибиотики — не конфеты и даже не витамины. Не забывайте о вреде и побочных эффектах. Придерживайтесь схемы, прописанной врачом.
— Прекращать лечение раньше срока нельзя. Исчезновение симптомов не всегда показатель того, что бактерии вымерли. Одна-две недобитые бактерии — это риск развития их обратно в большую колонию. К тому же у них может быть выработан механизм защиты от наших антибиотиков, и они станут высокоагрессивными.
— Помним, что «после — не значит вследствие». Как известно, без таблеток простуда проходит за семь дней, а с таблетками — за неделю.
— Врач, назначая антибиотики, пытается обезопасить себя на случай осложнений и уголовного преследования. Ведь родственники имеют право подать потом жалобу в прокуратуру о том, что их «неправильно лечили». В таком случае врача может защитить только строгое соблюдение протоколов лечения, которых у нас пока нет. Отсюда и назначения по принципу «все подряд» и «на всякий пожарный».
— Да, кто-то может всю жизнь пить антибиотики — и ничего. А кто-то выпил раз, оказался рядом с агрессивным грибком — и вот вам грибковая пневмония и смерть. Стоит ли рисковать и проверять, насколько повезет именно вам?
Рисунок Анастасии Найденко
Читайте также:
Август в Одессе – это жара, пылающая, как полуденное солнце, и лето, тающее, как мороженое… Read More
По данным синоптиков, завтра, в понедельник, 18 августа 2025 года, в Одессе и Одесской области… Read More
В Одессе есть Ланжероновская улица, Ланжероновский спуск, наконец первый городской пляж — Ланжерон. Историю Одессы… Read More
На территории Одесской области до конца сентября 2025 года действует запрет на отлов речных раков… Read More
Во время войны экспозиция археологического музея была демонтирована, ценности эвакуированы. О том, как сохранить коллекцию… Read More
В Одессе в рамках деколонизации улица Маршала Малиновского получила новое имя — в честь убитого… Read More