В редакцию обратился А. Секов из Одессы, ветеран войны в Афганистане и лицо с инвалидностью II группы. Читатель сообщил, что у него есть гараж в кооперативе. Он регулярно платит взносы за охрану, воду, электроснабжение, но его заставляют платить налог на землю. А. Секов считает, что с льготника не должны взимать налог. Копии удостоверений для передачи в налоговую были предоставлены еще предыдущему председателю кооператива. Сейчас председатель уже новый, но и он не хочет этим заниматься и требует платить налог. Что делать?
Согласно Налоговому кодексу (НК), от уплаты налога на землю освобождаются лица с инвалидностью первой и второй групп. Кроме того, статья 4 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» также предусматривает такую льготу для ветеранов войны (участников боевых действий, лиц с инвалидностью в результате войны, участников войны).
В то же время, согласно предписаниям статьи 282 НК, освобождение от уплаты налога распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в рамках предельных норм:
Следовательно, какие-либо другие льготы, кроме указанных выше, Налоговым Кодексом Украины не предусмотрены.
Еще обратим внимание на часть 1 статьи 14-1 Закона №875-XII «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине». Там написано, что предприятия и организации общественных объединений лиц с инвалидностью имеют право на льготы по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) при наличии разрешения на право пользования льготами по налогообложению. Оно предоставляется центральным органом социальной защиты лиц с инвалидностью, ветеранов войны.
Таким образом, вы можете обратиться в органы социальной защиты с заявлением о том, чтобы были учтены ваши документы на льготу по налогообложению при плате за гаражный кооператив. Вы также должны предоставить документы, подтверждающие ваше право собственности (пользования, льготы), чтобы ваши документы были переданы в Государственную налоговую службу Украины.
Очевидно, что действия как предыдущего председателя кооператива, так и действующего неправомерны. Они обязаны были передать все документы в налоговую службу, поскольку вы, как льготник, не должны платить налог.
Вы можете пожаловаться на их действия в городской совет или в те органы, которые регулируют их деятельность в соответствии с Уставом кооператива.
Что касается начисления земельного налога, то владельцы земли и землепользователи вносят плату за землю со дня появления права собственности или права пользования земельным участком. То есть вы с этой даты не должны платить налог. Таким образом, вы вправе потребовать у Государственной налоговой службы произвести перерасчет и вернуть вам избыточные средства, которые вы платили за налогообложение.
Если вам будет отказано, вы можете обратиться в центры бесплатной правовой помощи, чтобы судиться с Государственной налоговой службой.
Адвокаты бесплатно помогут написать иск в административный суд об обжаловании налоговых уведомлений и возврате избыточных средств за все время, когда вы уплачивали налог. Предоставлять документы обяжите Налоговую службу своим ходатайством в исковом заявлении. Все судебные расходы в этом случае взимаются с ответчика.
Виктория Гусакова, внештатный юрист
Читайте также:
Министерство энергетики Украины призвало не снимать и не публиковать фото и видео с мест ударов… Read More
Смерть сотрудницы противочумного института, карантин, удалённые сообщения о чуме и странные объяснения властей заставляют вспомнить… Read More
Завтра, в пятницу, 9 октября 2026 года, в Одессе сохранится теплая для октября погода. Ожидается… Read More
2 октября во Львове состоялся XV Медийный Конгресс «Люди. Доверие. Решения». В нем приняли участие… Read More
В реке Дунай на Одесчине обнаружили боевую часть вражеского беспилотника типа «шахед». Водолазы-пиротехники ГСЧС извлекли… Read More
Сегодня, 8 октября 2026 года, в Украине заработал портал «єОпора», где собрали действующие программы помощи… Read More