Новости Одессы и Одесской области

Электросамокаты и моноколеса признали транспортными средствами: что это значит?

Электросамокаты и моноколеса признали транспортными средствами: что это значит?

Электросамокаты и моноколеса в 2023 году в Украине на законодательном уровне были внесены в категорию транспортных средств и встали в одну группу с велосипедами. Что изменилось для их владельцев, и в чем преимущество такого вида личного транспорта, выясняла «Одесская жизнь».

Самокаты, моноколеса и велосипеды на аккумуляторах в нашей стране официально признаны транспортными средствами. Соответствующий закон недавно подписал президент Украины. Этот вид транспорта все больше завоевывает популярность у одесситов. К тому же ожидается очередное подорожание бензина. Да и припарковаться на автомобиле в городе достаточно проблематично. 

Две категории: легкий персональный, низкоскоростной

Главная цель изменений в законодательстве – популяризация использования электротранспорта среди населения. Как следствие — должна уменьшиться зависимость Украины от импорта энергетических ресурсов. А значит, полагают власти, активное пользование гражданами личным электротранспортом принесет государству экономическую выгоду. Ведь электроэнергия стоит дешевле других видов энергоресурсов.

Согласно закону, транспортным средством теперь считаются электрические модели, оснащенные исключительно электрическими тяговыми двигателями — одним или несколькими. А также — системой аккумулирования электрической энергии (аккумуляторной батареей), которая имеет технические возможности заряжаться от внешнего источника электроэнергии.

Электротранспорт разделили на две категории: 

  • Легкий персональный. Колесные транспортные средства, приводимые в движение электродвигателями мощностью до 1000 Вт. У них должно быть одно, два, три или четыре колеса. Максимальная скорость — до 25 км в час.
  • Низкоскоростной. Низкоскоростной электротранспорт имеет два, три или четыре колеса. Может ехать со скоростью 10-50 км в час.

Транспортные средства, которые могут развить скорость свыше 50 км в час, подпадают под категорию мотоциклов.

Лучший способ передвижения

электротранспорт

Об особенностях и преимуществах «узаконенных» видов электротранспорта нам рассказал активный пользователь моноколеса, глава транспортной комиссии Одесского горсовета Петр Обухов. 

По его мнению, использование моноколеса – оптимальный способ передвижения по городу. Ведь общественный транспорт — медленный, не везде есть. А маршрутки – просто ужасны. У такси — почти такие же ограничения, как и у авто. К тому же автомобиль не всегда может подъехать точно в конечную или начальную точку поездки. И машину необходимо ждать. Ходить пешком — занимает много времени. А, передвигаясь на моноколесе, пользователь не только без проволочек попадает в пункт назначения, но и удовольствие получает. 

— Со стороны пользователя моноколеса собственно колесо и не видно. Создается впечатление, как будто бы ты паришь над поверхностью земли, и устройство несет тебя в ту сторону, о которой ты думаешь, — делится Петр. —  Из всех персональных видов транспорта этот оказался наиболее удобным для перемещений на небольшие расстояния – до двух – трех километров. Самокат хуже тем, что при его использовании заняты руки. А радиус его колес намного меньше, чем у моноколеса или велосипеда. Это делает его очень прихотливым к качеству поверхности. Любые шероховатости и трещинки хорошо ощущаются, а бордюр становится непреодолимой преградой. Велосипед имеет гораздо большие габариты, и он менее маневренный, чем моноколесо. Я готов поспорить, что на короткие дистанции это самый эффективный вид транспорта — лучше даже автомобиля. Главный его недостаток — сложность обучения. Лично я смог поехать, не держась руками за поручни, лишь на четвертый день тренировок. 

Наравне с велосипедистами 

Новый закон не обязывает владельцев электросамокатов и моноколес их регистрировать или получать регистрационный номерной знак. А также – сдавать на права для получения водительского удостоверения.

Но так как электросамокаты и моноколеса подпадают под определение «транспортное средство», их водителям нельзя ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам. Это значит, что они стали участниками дорожного движения. И на них распространяются все действующие в Украине ППД и штрафы за их нарушение.

Правда, изменения, касающиеся персонального электротранспорта, в правила дорожного движения пока что не внесены. Но их водителям нужно соблюдать основные ПДД, обязательные для велосипедистов.

В частности, пользоваться шлемами и светоотражающими элементами, заметными на одежде. И ни в коем случае не управлять электротранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. За такое правонарушение водителя оштрафуют на сумму17000 гривен.

За нарушение правил дорожного движения водителей легкого электротранспорта уже неоднократно привлекали как к административной, так и к уголовной ответственности. А суды взыскивали моральный и материальный ущерб в пользу пострадавших от ДТП с их участием.

На тротуаре – незваные гости

электросамокат на тротуаре

— Нельзя сказать, что пользователи персонального легкого электротранспорта не придерживаются правил, — отмечает Петр Обухов. — Однако некоторые люди на самокатах и велосипедах ведут себя совершенно безумно. Например, находясь на проезжей части, они обязаны соблюдать ПДД — ехать только в крайнем правом ряду и только на зеленый свет, показывать руками повороты, пропускать пешеходов. Я регулярно вижу, как эти элементарные правила некоторыми грубо нарушаются. Частично уменьшить число нарушений ПДД велосипедистами и самокатчиками поможет создание понятной инфраструктуры. Конечно, правила дорожного движения запрещают езду на легком электротранспорте по тротуарам. Однако я понимаю чувства людей, которые предпочитают вместо езды в потоке с машинами ехать по тротуару. В таком случае я бы советовал им помнить, что на тротуаре они — незваные гости и должны вести себя уважительно по отношению к пешеходам.

Не кража — угон

Кража моноколеса или самоката законодательно приравнена к угону транспортного средства. За такое преступление угонщику грозит лишение свободы на срок от трех до пяти лет. А если кража совершена группой лиц, за решеткой им придется провести от пяти до восьми лет. 

Впрочем, похищение моноколеса – событие, практически нереальное.

— С моноколесом я могу прийти куда угодно, — рассказывает Петр Обухов. — Оно занимает очень мало места. Я оставляю его на входе в парикмахерской, мэрии, банке, тренажерном зале, офисе. Его даже не надо специально пристегивать, потому что просто так украсть его не выйдет — оно тяжелое. А чтобы научиться на нем ездить, нужно, минимум, несколько дней. 

Не требуется для моноколеса ни гараж, ни место на стоянке.

— Оно отлично помещается дома в прихожей, где заряжается ночью. Кроме того, моноколесо всегда можно положить в багажник такси и поехать вместе с ним на дальние расстояния, — делится Петр. — Я часто так делаю, когда мне нужно посетить три – пять различных мест вдали от дома. Ни с одним другим видом транспорта так поступить нельзя.

И снова о велосипедных дорожках

велодорожка

Если сравнить с другими видами транспорта, то у моноколеса есть своя ниша, в которой этот вид транспорта лидирует, считает Обухов. Ведь использовать личный автомобиль для поездок на короткие маршруты невыгодно.

— Автомобиль всегда находится на каком-то расстоянии от дома или офиса. И в конечной точке поездки его нужно где-то парковать. Все это занимает время, которое не нужно тратить пользователям персональных видов транспорта, — отмечает Обухов. — К тому же, моноколесо не стоит в пробках. И на нем можно поехать более короткими путями – например, через парк, по односторонней улице. 

Конечно, наличие сети выделенных велодорожек — не нарисованных на проезжей части велополос — сделало бы пользование персональным транспортом намного комфортнее и эффективнее. Поездки по разбитому асфальту, тротуарам без пандусов или улицам без велосипедных полос — сомнительное удовольствие. И опыт разных стран мира показывает, что при создании удобной и безопасной инфраструктуры, резко растет число пользователей  персонального легкого электротранспорта. Немногие тогда захотят брать личную машину или такси, чтобы проехать два — три километра по пробкам, а потом еще искать место для парковки. И, если в городе будет создана эффективная транспортная  инфраструктура, около 20-30% перемещений горожан, полагает Петр Обухов, могут быть осуществлены именно этими видами транспорта. Кстати – экологически чистыми.  


лого АНРВУ - Асоціації Незалежні регіональні видавці України

Здійснено за підтримки Асоціації «Незалежні регіональні видавці України» та WAN-IFRA в рамках реалізації проєкту Хаб підтримки регіональних медіа. Погляди авторів не обов’язково збігаються з офіційною позицією партнерів

Читайте также:

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгений
Евгений
9 месяцев назад

Маленькое замечание. На самокате нельзя показывать повороты. По крайней мере руками. Нельзя бросать руль. Правило безопасности езды на самокате. Написанное кровью.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции