В этом году мы отмечаем 1036-летие Крещения Киевской Руси. Земли нынешней Одесской области на момент крещения в состав Киевской Руси не входили, но было бы ошибкой считать, что история христианства в нашем крае ограничивается влиянием православия и начинается со включением региона в состав Российской Империи с последующим его заселением в конце XVIII — XIX веке. Можно назвать, как минимум, три «условно христианских» периода, предшествовавших этому процессу.
Прежде всего, надо упомянуть готов, которые начали принимать христианство не позднее IV века, еще до того как под давлением гуннов, а также в результате междоусобной войны, стали переселяться из Северного Причерноморья на юго-запад, за Дунай.
Кстати сказать, междоусобица у них возникла не в последнюю очередь из-за религиозных разногласий: одна часть готов предпочитала оставаться при древних языческих верованиях, другая же тяготела к новой религии. В упомянутом переселении ключевую роль сыграл готский епископ Ульфила, вынужденный взять на себя обязанности предводителя народа в вопросах, касавшихся светских дел, кроме положенного ему по чину духовного руководства. Но в историю этот человек вошел, прежде всего, как инициатор и руководитель перевода Библии на готский язык.
Этот текст, помимо того, что является одним из основных источников для изучения древнегерманских языков, до сих пор служит библеистам в сверке разночтений Священного писания, поскольку это один из самых древних переводов. Готы представляли христианство в его арианской ветви, которая, несмотря на усилия с обеих сторон, в том числе и старания упомянутого Ульфилы, так и не примирилась с православием.
Вторым периодом можно считать половецко-славянское средневековье. Половцы стали принимать христианство не позднее XI века, но не массово-единодушно, как это принято у традиционно оседлых народов, а в семейно-индивидуальном порядке. Тут отдельно следует отметить, что народам древней степи на просторах от Байкала до Дуная были свойственны веротерпимость и соответствующая ей поликонфессиональность. Изначально тюркские народы исповедовали культ бога Тенгри, в котором можно усмотреть начатки единобожия, что, вероятно, облегчало распространение таких религий, как христианство и ислам.
Одновременно, еще начиная с VII века, в этих местах периодически, волнообразно селились славяне, которые во втором тысячелетии были уже преимущественно христианами. Кроме того, древнерусские и половецкие князья не только воевали между собой, но и время от времени женили сыновей и выдавали замуж дочерей в порядке межэтнического общения, что было бы невозможно, если бы среди половцев хотя бы в какой-то мере не было распространено христианство.
Историки полагают, что половцы в равной степени со славянами стали этническим субстратом (первоосновой) формирования южной ветви украинского народа. Некоторые исследователи связывают половцев с современными гагаузами, но эту точку зрения разделяют далеко не все специалисты. Впрочем, одно другому не противоречит: считается, что часть половцев славянизировалась, другая же часть вполне могла, хотя бы и видоизмененным, сохранить свой язык. А тот факт, что нынешний гагаузский и древний половецкий языки являются близкородственными, никто и не оспаривает.
И тут можно перейти к третьему периоду. История южноукраинских степей до XVIII века во многом остается загадкой. Ясно только то, что население этих мест формировалось во взаимодействии разных этносов, преимущественно тюркоязычных и славяноязычных. Этим, кстати, объясняется ряд местных диалектизмов. Возьмем для примера такие местные украинские слова, как «бурун» и «отарик». Бурунами в некоторых населенных пунктах Одесчины называют по-украински крупные волны, а отарыками — пологие спуски к воде между крутых прибрежных склонов. Между тем «бурун» с тюркских языков переводится как просто «волна», а «ат арык» — это «конский ручей», то есть водопой.
В таком вот симбиозе языков и культур формировалась южная ветвь украинского народа, прежде всего, казачество. Самые рисковые из этих людей отваживались селиться на относительно ничейных территориях, где власть Османской империи была слаба и распространялась в основном не дальше внутренних пределов крепостных стен, а власть в Петербурге еще только мечтала завоевать и освоить эти земли. Ну а вместе с этими поселенцами здесь распространялось и православие.
В свою очередь, уже упоминавшиеся гагаузы — один из самых таинственных европейских народов. В отношении его происхождения ничего толком не известно. «Половецкая версия» — не более чем неподтвержденное предположение. Сегодня очевидно лишь то, что гагаузы — среди самых ревностных в исповедании православия народов. В нескольких населенных пунктах Одесской области они составляют большинство.
Другая традиционно православная этническая группа в нашем регионе — болгары. О них как раз хорошо известно: это переселенцы с исторической родины, которым предоставили здесь место во время русско-турецких войн XIX века, когда сама Болгария находилась еще под османским владычеством.
Еще раньше здесь селились греки, находившиеся в том же положении, что и болгары. Но сейчас, к сожалению, их составляющая часть в населении региона стала крайне незначительной. Своеобразными памятниками их присутствия могут служить село Иваново (некоторое время Свердлово) под Одессой, где в облике жителей иногда еще можно усмотреть родство с древними эллинами, да плюс самый старый из сохранившихся православных храмов Одессы — Свято-Троицкий на бывшей улице Екатерининской, в просторечии до сих пор именуемый «греческой церковью».
Зато молдаване остаются важным компонентом этнически многоликой Одесчины. А одновременно они — и представители народа, издревле исповедующего православное христианство. Сильная Молдова полтысячелетия назад была своего рода региональным лидером, а соответственно, и фактором христианского влияния в этих местах.
Активное участие в освоении края приняли русские старообрядцы, которые при любой возможности старались селиться подальше от железной руки пребывающей в Петербурге власти. Самым знаменитым их культурно-историческим центром считается город Вилково в Измаильском районе. По сей день там наблюдается сосуществование дореформенных и послереформенных православных конфессий.
Что касается самой Одессы, то следует отметить, что, начиная с официального поименования в конце XVIII века, она формировалась как христианский — и при этом многоконфессиональный — город. Достаточно вспомнить, что «отцы-основатели» Ришелье, Де Рибас и Ланжерон были католиками. Останки последнего ныне покоятся в соборе Успения Пресвятой Девы Марии на улице Европейской в Одессе. Да и среди «простых людей» — одесских новопоселенцев — католиков и протестантов тоже было немало: сначала преимущественно немцы, затем, после подавления польских восстаний, к ним добавились ссылавшиеся сюда поляки.
Кстати, немцы до середины ХХ века были расселены по всей области. Им, как и поселенцам из других европейских стран, предоставлялись всяческие льготы, дабы привлечь к освоению края. И их вклад в экономику и культуру, в том числе и в религиозный облик региона, был весьма велик. В зависимости от того, из какой земли Германии они выехали, немцы представляли две конфессии — католическую и лютеранскую. По понятным причинам после Второй мировой от них в наших краях осталась только память.
К уже упомянутым народам, составляющим многоликую этноконфессиональную картину региона, следует добавить грузин и армян. Если грузины по преимуществу православные, то армянская церковь представляет собой отдельную древнюю ветвь христианства, сближаясь в этом отношении с рассеянными по всему миру христианами-сирийцами и живущими в Египте коптами. Кстати, Армения — единственная в мире страна, где живущие вне своей исторической родины представители старого, доарабского сирийского этноса имеют официальный статус национального меньшинства с соответствующими привилегиями в образовании и культурной жизни.
В политических встрясках последних лет имели место попытки использовать этническую пестроту нашего края для «расшатывания ситуации». К счастью, это не получилось. Ведь люди, веками живущие в атмосфере культурно-религиозного многообразия, уже на генетическом уровне впитывают в характер привычку основывать свое поведение на поиске бесконфликтных решений, а не на проявлениях фанатизма.
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More