Из-за нехватки ученических мест 35 одесских школ работают в две смены. Одной из насущных проблем в последние годы является острая нехватка средних образовательных учреждений. По старой традиции, ответы нужно было найти на два вопроса: «кто виноват?» и «что делать?».
Городской голова Геннадий Труханов возложил вину на строителей в соседних с Одессой районах области: «В Лиманском, Овидиопольском, Беляевском районах идет массовое высотное строительство. Поселковые советы согласовывают высотки прямо через дорогу от Одессы, однако ни школ, ни поликлиник, ни детских садов они не строят и врезаются в наши сети».
Однако, и в черте города каждый год возводятся все новые и новые жилые комплексы, под которые не развивается соотвествующая инфраструктура.
Часть школ в разных районах вынуждена была перейти на двухсменный режим — только так они смогут вместить в себя всех детй, желающих получать знания. В прошлому году в Одессе числилось 22 школы, работающих в 2 смены, в этом году их уже 35.
В некоторых из них введена так называемая «подсменка»: при таком графике дети 4-7 классов начинают учиться в 12:00-12:30 и возвращаются домой около 17.00. Руководство школы №28 сетует: «У нас попросту нет выбора, школы маленькие, а детей с каждым годом все больше. Нам просто негде их разместить».
Новые школы помогут частично решить проблему, но городские власти честно признались, что на данном этапе столько новых педагогических учреждений город построить не способен. В текущем году строят две школы.
Большинство родителей восприняли новость о переходе на двухсменную модель обучения крайне негативно. Новый график обучения ребенка предполагает его позднее возвращение домой, что не всегда безопасно, неудобно и не позволяет посещать дополнительные занятия, кружки и секции.
Сами же дети, в основном, воспринимают новшество позитивно: это лишняя возможность поспать, которой они не прочь воспользоваться.
Учителям же, которых катастрофически не хватает, приходится трудиться на износ, не говоря уже о проверке тетрадей, контрольных и других работ после окончания рабочего дня. Все это негативно сказывается на качестве образования.
Ирина, мать двух дочек 12 и 7 лет, жалуется, что ей приходится водить детей в школу №82 на Таирова в разное время: младшую с утра, на первую смену, старшую — во вторую, к 13 часам.
«Мне просто повезло, что я работаю дома и сама планирую свое время, но за прошедшую неделю с начала нового учебного года, когда моя младшая пошла в первый класс, а старшая Даша учится во вторую смену, я превратилась просто в загнанную белку. Утром, после того, как я отвожу в школу младшую, прихожу и начинаю доделывать уроки со старшей, потому что вечером мы не всегда успеваем сделать все. Даша возвращается около 19 часов. Хорошо еще, что пока довольно поздно темнеет, но уже через месяц-два мне, конечно, придется ее забирать со школы самой. Я просто не могу позволить ходить своей дочке затемно одной. У нас, откровенно говоря, не самый благополучный район».
Отметим, что несмотря общую проблематичность образовательной системы в Одессе растет число инклюзивных групп для детей с особыми потребностями.