Рубрику ведет Оксана Приходская, психолог, психотерапевт
Смена работы — достаточно серьезный шаг. Порой это удается сделать достаточно легко: переход с одной работы на другую происходит вполне естественно и не доставляет особых психологических неудобств. Но иногда при смене работы нас останавливают различные страхи. Чтобы достичь успеха на новом месте, необходимо разобраться в причинах этих страхов и понять, насколько они обоснованны.
Страхи имеют важную регулирующую функцию. Они предупреждают нас об опасности. Если человек обнаруживает что-то пугающее вокруг себя, он рассматривает ситуацию более внимательно, ищет способы дополнительной защиты и решает, двигаться ли ему дальше или пока не стоит рисковать.
Что же делать, если вы мечтаете о новой работе, но не можете решиться на этот шаг из-за страхов? Для начала, возьмите бумагу и ручку и опишите все, что вас пугает. А теперь ответьте на несколько вопросов.
Вопрос первый: С чем связан ваш страх?
Вас пугает прошлый негативный опыт (у вас уже были неудачи в данном деле) или текущая ситуация (работа предстоит сложная, и вы не уверены, что справитесь)? Если для вас актуален первый вариант, подумайте, насколько сильно ваши новые обязанности будут отличаться от того, чем вы занимаетесь сейчас? Возможно, вы будете выполнять аналогичную работу, с которой успешно справляетесь уже много лет, а неудачи прошлого — это лишь небольшой эпизод вашего трудового пути.
Может быть и по-другому, и ваш страх действительно вполне обоснован: на новом месте работы будет намного сложнее и вам предстоит делать то, с чем вы никогда не сталкивались.
В таком случае задайте себе следующий вопрос.
Вопрос второй: Что случится, если вы не справитесь?
Самое худшее, что вас может ждать — это увольнение, чувство стыда и вины за сорванный проект.
В этом случае вам нужно найти ответ на еще один вопрос.
Вопрос третий: Как вы можете защитить себя при наихудшем исходе?
Самое плохое в потере работы — это отсутствие заработка. Подумайте, есть ли у вас сбережения на такой случай, на какой период их хватит, и сможете ли вы взять деньги в долг, если не имеете собственных накоплений? Это важно потому, что такая «подушка безопасности» убережет вас от необдуманных поступков.
Что касается стыда и вины, то здесь важно быть честным со своим работодателем и суметь вовремя попросить о помощи. Честность может спасти деловые отношения и сгладить острые углы.
Ответив на все эти вопросы, вы ясно увидите, оправдан ли в данный момент риск смены работы. Возможно, это именно то, что вам сейчас нужно, а возможно, вам стоит подождать более подходящей для себя вакансии.
Как влиться в новый коллектив? Пять советов для новичков
Процесс вливания в новый коллектив — это самый большой страх новичка. Как пережить это время с выгодой для себя и стать «своим» среди новых коллег?
Совет первый: не делайте резких движений
Не нужно накрывать стол, чтобы отметить свое появление в новом коллективе. Пусть знакомство произойдет естественно, во время введения в курс дела или за обедом.
Совет второй: заручитесь поддержкой кого-то одного
Достаточно спросить у коллег, кто из них может вам все рассказать и показать в офисе. Скорее всего, вызовется наиболее добродушный и коммуникабельный человек. Он в дальнейшем и станет вашим проводником в коллектив.
Совет третий: Не приносите свои законы и не нарушайте установленные
Например, если в коллективе принято дежурить по кухне, не нужно отказываться. А если, наоборот, не принято, то не стоит объявлять о новой традиции в связи с вашим появлением.
Совет четвертый: Будьте честны и открыты
Не скрывайте от коллектива свое предыдущее место работы и причины ухода, избегая оскорбительных замечаний в адрес бывших коллег и начальства.
Совет пятый: Очертите границы дозволенного
Вы получили работу на определенных условиях, обсудив все свои обязанности, поэтому не стоит «по доброте душевной» взваливать на себя дополнительные дела, которые будут вас обременять. Ваши отношения с коллективом это не испортит, зато облегчит жизнь в дальнейшем.
Ранее сообщалось, что бывшие сотрудники сети одесских супермаркетов готовы выступить против своего бывшего начальства.